Кризис среднего возраста, или Как начать карьеру заново

Кризис среднего возраста, или Как начать карьеру заново

Вам перестала нравиться ваша профессия? Вам нужно задуматься о новой карьере! Не стоит ждать, когда вас заметят и оценят, - в эпоху экономики знаний управлять своей карьерой нужно самому.

Почти каждый рано или поздно начинает задумываться о новой карьере. Большинству людей, независимо от их профессии или квалификации, с годами работа начинает казаться менее интересной. Кто-то считает, что у него больше нет шансов на продвижение по службе. Кому-то кажется, что его способности и навыки задействованы не в полной мере, что он перерос дело, которым занимается, компанию, в которой работает, или отрасль, с которой связан. Человек, у которого появились подобные мысли, может потерять всякое желание ходить на работу и, вполне вероятно, начнет подумывать об увольнении.

Мысли о новой карьере могут возникнуть и из-за особенностей жизни современных организаций: с каждым годом конкуренция в них становится все жестче. Постоянно ускоряющийся темп изменений приводит к тому, что даже молодой менеджер может столкнуться с угрозой устаревания его профессиональных навыков.

К 35-40 годам менеджеры, как правило, четко представляют, как высоко они могут подняться по карьерной лестнице. Специалист может оценить свои шансы, сравнивая скорость своего продвижения по службе с успехами коллег. Если последнее назначение уводит его в сторону от пути к высшей руководящей должности в данной организации, движение вверх по служебной лестнице, скорее всего, завершено.

Куда податься?

Но как правильно построить новую карьеру, на что стоит обратить внимание, чтобы избежать уже допущенных ошибок?

Построение новой карьеры - эволюционный процесс. Она может вырасти из интереса, который не находил воплощения или от которого человек отказывался во имя другого занятия.



Многие начинают новую карьеру, расширяя сферу деятельности, которой они занимались раньше. Например, открывают бизнес в уже известных им отраслях. Проанализировав свое прошлое в поисках интересов, пока не нашедших воплощения, менеджер может составить длинный список вариантов будущей карьеры. И в то же время отказаться от занятий, которые его больше не интересуют или не приносят ему удовольствия.

Раньше людям фактически не приходилось управлять своей карьерой. Однако времена сильно изменились. Сегодня нужно учиться строить свою жизнь и карьеру самостоятельно.

Что это значит? Это значит, что в первую очередь нужно учиться развивать себя. Кажется очевидным, что люди добиваются результатов, если занимаются тем, что им хорошо удается. Однако очень немногие действительно знают свои сильные стороны, не говоря уже о том, чтобы использовать их себе во благо. Но не стоит пытаться изменить себя, лучше постараться усовершенствовать имеющиеся навыки и браться за работу, отвечающую вашему индивидуальному стилю. Действуя таким образом, можно превратиться из рядового работника в выдающегося профессионала.

Обратная связь

Многим менеджерам кажется, будто они понимают, какие виды деятельности им удаются лучше остальных. Но людям свойственно ошибаться. Чаще они знают, в чем не очень сильны, но и тут заблуждающихся большинство. Есть простой и эффективный способ, позволяющий точно определить свои сильные стороны, - обратная связь. Каждый раз, принимая важное решение или делая серьезный шаг, записывайте, что, по вашему мнению, из этого может получиться. Через полгода или год сравните результаты со своими ожиданиями. Если постоянно применять этот несложный метод, то за достаточно короткий - два-три года - срок можно выявить свои сильные стороны. Метод также выявит, что помогает или мешает вам в полной мере использовать свои плюсы.

Анализ обратной связи создает основу для дальнейшего развития и построения новой карьеры. Первое и самое главное: сосредоточьтесь на своих сильных сторонах и выберите ту сферу деятельности, в которой они по-настоящему пригодятся.

Но мало знать черты, способные обеспечить вам успех: нужно постоянно развивать их. Результаты анализа быстро покажут, как улучшить имеющиеся у вас навыки или приобрести новые. Кроме того, вы обнаружите пробелы в своих знаниях, как правило, устранимые. Математиками рождаются, однако выучить тригонометрию способен каждый.

Не менее важно избавляться от дурных привычек - качеств, снижающих вашу эффективность и производительность. Анализ обратной связи поможет выявить подобные привычки. К примеру, специалист по планированию обнаружит, что его замечательные планы не дают результатов, потому что он не доводит их до конца.

Старайтесь не тратить сил на попытки освоить области, в которых вы некомпетентны. Подъем от «нуля» до среднего уровня требует куда больше сил и труда, чем рост от отличных достижений до совершенства.

Кто вы, мистер менеджер?

Чтобы эффективно управлять своей жизнью и строить новую карьеру, нужно также спросить себя: «Умею ли я работать с другими людьми, или я по натуре одиночка?» Некоторым больше всего подходит роль подчиненных. Одни лучше работают в команде, другие эффективнее справляются с работой самостоятельно. Кто-то может стать замечательным консультантом и наставником, а кто-то просто не способен учить других.

Еще один важный вопрос: «Что я умею лучше - принимать решения или давать советы?» Есть гениальные советчики, при этом не способные взять на себя груз ответственности за принятие решений. Другие, наоборот, нуждаются в совете, чтобы заставить себя думать; получая поддержку, они быстро, уверенно и смело принимают решения и следуют им.

К слову сказать, именно поэтому второе лицо организации, став первым, часто терпит неудачу. Во главе должен стоять человек, умеющий принимать решения. Заместителем, как правило, становится человек из числа подчиненных, пользующийся доверием руководителя. И в этом качестве второе лицо не имеет себе равных. Однако, попав на место первого, прирожденный советник зачастую теряется. Он знает, каким должно быть решение, но не отваживается принять его.

Помните: успешную карьеру, как правило, нельзя спланировать заранее. Она складывается, когда люди готовы к изменениям, знают свои сильные стороны и умеют грамотно их применить. Правильное понимание себя позволяет человеку трудолюбивому и компетентному, однако в остальном ничем не выдающемуся, стать прекрасным профессионалом.

Как правило, планировать стоит на срок, не превышающий полутора лет, и ставить при этом достаточно четкие и конкретные задачи. Поэтому для начала следует подумать: «В какой сфере и каким образом я могу достичь значимых результатов в ближайшие полтора года?» Наконец, результаты должны быть видимыми и по возможности измеримыми. Обдумав эти моменты, можно перейти к плану действий: что сделать, когда и с чего начать, какие поставить цели и сроки.

...Сердцем не стареть

Мы часто слышим о «кризисе среднего возраста» у руководителя. Основная причина этого - скука. К сорока пяти годам карьера большинства менеджеров достигает своего пика, и многие отлично это понимают. Двадцать лет занимаясь, по большому счету, одним и тем же, они прекрасно справляются с работой, однако перестают получать новые знания, вносить новый вклад, воспринимать свою деятельность как вызов или получать от нее удовлетворение. При этом они в состоянии трудиться еще лет двадцать. Поэтому, задумываясь о своей жизни, люди все чаще приходят к тому, чтобы начать новую карьеру.
Строить новую карьеру можно двумя способами. Первый - собственно взять и начать. Часто для этого достаточно просто перейти из одной организации в другую. Хотя сегодня все больше людей коренным образом меняет направление своей профессиональной деятельности. Другой способ - строить вторую карьеру параллельно первой, как бы готовя почву для перехода.

Задачи, связанные с управлением собственной жизнью и построением карьеры, выглядят очевидными, если не элементарными, а их решение кажется до наивности само собой разумеющимся. Однако при этом к менеджеру предъявляются новые, беспрецедентные требования. Ведь в обществе знаний успеха ожидают от каждого.

В материале использованы статьи «Управление собственной жизнью» Питера Друкера и «Новая карьера: мечта, которую можно воплотить в жизнь» Гарри Левинсона из сборника «Планирование карьеры», серия «Классика Harvard Business Review» Александра Сычева, E-xecutive



Понравилось - репост:


Еще интересно почитать
Как добиться потрясающих результатов в интернет бизнесе, благодаря внеформатной халтуре!
Приемы и способы заработать деньги
Как заработать на косметике
11 мощных ходов для создания сильного бренда
Красивым можешь ты не быть, но эффективным быть обязан
Как заработать деньги тем, кто не является владельцем бизнеса, не участвует в сетевом маркетинге и не является руководителем предприятия?
Как подать себя выгодно
Как найти дело своей жизни
Если хочешь преуспеть в работе, никогда не говори...
Четыре шага до эффективного менеджера.
Как трудоголику не "убить" здоровье
Успешная карьера и мотивация
20 советов, притягивающих деньги
10 вещей, которые никогда не преподаются программистам в вузах
Конфликт на работе как супершанс
Вверх по лестнице
Что делать, чтобы деньги никогда не кончались?
Семья и деньги: о чем важно знать, если вы решили стать домохозяйкой
Пассивный доход и техника накопления денег
7 секретов великой Коко Шанель