Керк Дуглас Kirk Douglas Рдился 9 декабря 1916 года в городке Амстердам (штат Нью-Йорк, США).
Настоящее имя Иссур Гершелевич Даниелович, впоследствии Иссур Данилович Демский.
Американский актёр, отец известного актёра Майкла Дугласа. Иссур был четвёртым ребёнком в бедной еврейской семье. Его родители Гершл Даниелович и Брайна Даниелович (урождённая Санглель) эмигрировали в США из Гомеля (Беларусь) после женитьбы в 1908 году. Иссур был единственным мальчиком, помимо него в семье росли шесть девочек. Родители впоследствии поменяли семейную фамилию и американизировали имена, став Хэрри и Бертой Демскими (Demsky). Одно время Иссур работал профессиональным борцом, во время Второй мировой войны служил на флоте. Учился в университете Св. Лаврентия, в Американской академии драматического искусства в Нью-Йорке. В 1943 году женился на актрисе Дайане Дилл, родом с Бермудских островов. С 1945 году выступал на Бродвее, первоначально под своим настоящим именем Изи Демский (Izzy Demsky). Лорен Бэколл, старая знакомая и одноклассница, помогла ему перебраться в Голливуд. Если учесть, что дебют Керка Дугласа в кинематографе состоялся, когда Иссуру Демски (так Дугласа звали в то время) минуло тридцать лет, то станет ясно, что к этому он шел долго и трудно, перепробовав немало профессий и занятий в жизни, прежде чем судьба улыбнулась ему. Иссур успел поработать на шахте, разнорабочим, повоевать (окончание второй мировой войны застало его в военно-морских силах США в районе Тихого океана). Впрочем, впоследствии актер не раз говорил, что накопленный жизненный опыт весьма ему пригодился в творческой работе. Так или иначе, но свое решение связать жизнь сначала с театром, а потом и с кино Иссур принимал в зрелом возрасте, тщательно взвесив все "за" и "против". Но слишком велико было желание молодого человека посвятить свою жизнь искусству. Еще учась в университете Св. Лаврентия, он поражал своих учителей удивительной собранностью, упорством в достижении цели и огромным желанием учиться. Немудрено, что это старание было замечено, и преподаватели рекомендовали студента театральным менеджерам. Дебют Демски состоялся в 1941 году на Бродвее и прошел небезуспешно. Конечно, до настоящего триумфа было далеко, но и критика, и зрители благосклонно встретили появление новичка на сцене. Сухощавый, поджарый юноша с запоминающимся лицом: худым, нервным, с быстрым взглядом чуть прищуренных глаз, горбоносый, с характерной ямочкой на подбородке, он не был похож на слащавого героя-любовника. Да и не стремился походить на него. Скорее он вызывал ассоциации с людьми, порожденными нищетой и бесправием, - голодными, ожесточившимися, разуверившимися парнями, которые стремились любой ценой проложить себе путь наверх, урвать у жизни свой кусочек счастья. Казалось, они существовали подобно сжатой пружине: прищуренные глаза внимательно ощупывают окружающих: нет ли какого-то подвоха; на лице застыло выражение недоверия, а постоянная "боевая стойка" говорит о том, что его герой никогда и никому не доверяет... Слишком много горечи и разочарований выпало на его долю ранее.
Первые роли в фильмах "Странная любовь Марты Айверс" (1946), "Я всегда одинок" (1947), "Письмо к трем женам" (1949) были своеобразной генеральной репетицией к главной роли Дугласа 40-х годов - образу Миджа Келли в знакомом нам фильме "Чемпион" (1949). По признанию самого Дугласа, большую часть сыгранных им ролей составляют «сукины дети». Успех "Чемпиона" был развит актером в последующих фильмах, где варьировался практически тот же образ - безжалостного индивидуалиста. Таковы его Джим 0'Коннор из "Стеклянного зверинца" (1951), герои "Большого карнавала" (1950), "Детективной истории" (1951), "Человека без звезды" (1955) и др. В 50-е годы актер снискал шумную известность как "человек действия". Подростки и юноши высоко оценили его решительного и хитроумного Одиссея ("Улисс", в нашем прокате - "Странствия Одиссея", 1953), также благородного Спартака ("Спартак"', 1960), неустрашимого скандинавского мореплавателя Эйнара из знакомых нам "Викингов" (1958). Однако творческий диапазон актера оказался гораздо шире рамок приключенческого фильма, и вскоре он доказал это. Роль безумного и гениального Ван Гога в "Жажде жизни"' (1956) принесла актеру премию ньюйоркских критиков. Дуглас доказал свою способность создавать сложные психологические образы, сыграв также полковника Дэкса в антивоенном фильме "Тропами славы" (1957) и особенно - раздвоенного, рефлектирующего интеллигента в картине Э. Казана "Сделка" (1969). Попробовал Дуглас свои силы и в режиссуре. Его картины "Бездельник" (1972) и "Отряд" (1976), где он сыграл и главных героев, имели хороший прокат. Прекрасно проявил себя актер и как деловой человек: в 60 - 70-е годы он был президентом сразу четырех коммерческих фирм. И как проницательно заметил Э. Казан, "лучший товар, который Керк продает, это он сам". В 1980-е гг. Кёрк Дуглас практически перестал сниматься и занялся политической и благотворительной деятельностью. Имея за плечами долгую жизнь, актер не только не потерял чувства юмора, но наоборот, почти в 70 лет дебютировал в очень смешной комедии "Крутые парни" (1986). Всего Керк Дуглас снялся более чем в семидесяти картинах. В 2001 году ему был вручен "Золотой медведь" - премия Берлинского кинофестиваля "За вклад в киноискусство", как дань его неувядающему таланту. И это не единственная премия актера, за долгую кинокарьеру их накопилось немало: "Оскар" в 1996 году, три номинации на "Оскара" (1950, 1953, 1957), "Золотой глобус" (номинация в 1952 году, приз в 1957 и 1968 году, номинация в 1986 году), премия "Сезар" в 1980 году и многие другие. В 1988 г. выпустил автобиографическую книгу "Сын старьевщика". В 1995 году пережил серьезный инсульт.
|
|