Честно говоря, до последнего времени я была уверена в том, что сервировка стола как таковая появилась в обиходе человека разумного примерно вместе с антибиотиками, а до тех пор ели и пили люди как попало и с чего попало — не до финтифлюшек было суровым рыцарям, воюющим королям и интригующим дамам.
И надо сказать, я не слишком ошибалась: то, что средневековые дворецкие могли бы назвать сервировкой, сегодня воспринимается как крайняя степень свинства… Например, в восьмом веке даже при королевских дворах не было таких излишеств и чудачеств, как скатерти или тарелки: в дубовых столешницах были вырезаны углубления, в которые наливали суп и наваливали еду — чего не скажешь о вине, для которого даже в те безтарелочные времена уже существовала специальная тара. Кстати, поскольку в те далекие времена за трапезой было принято выяснять все недовыясненные отношения, обеды часто заканчивались смертоубийствами: по законам тех лет, за застольное убийство отвечали все, кто лакал из углублений в одной столешнице, но только в случае, если пирующих было меньше семи. Если больше семи — по непонятной средневековой логике не наказывали никого. Так что в восьмом веке ребята в основном соображали на восьмерых. Первым в послеримской истории из еды культ сделал Карл Великий: именно он приказал лить золотые сервизы, стелить в обеденных залах ковры и читать вслух во время трапезы. Убивать собутыльников во время таких приличных обедов стало немножко не с руки. С конца девятого века к столу стали допускаться и женщины, которые раньше то ли просто не ели, то ли перекусывали тайком, то ли просто брезговали участвовать в общеобеденном свинстве. И не сомневайтесь: с появлением женщин за столом наконец-то в воздухе запахло накрахмаленным столовым бельем… На дубовый стол стелили скатерть: она предназначалась не только для придания столу ощущения чистоты, но и для вытирания жирных рук. Садились за стол парами (отсюда — традиция рассаживать гостей в режиме «мальчик-девочка») и ели-пили по двое из одного блюда и кубка. Наверное, экономили посуду — без горячей воды и «Фейри» особенно не напируешь.
В десятом веке появляются первые сборники правил этикета. Все в них нам понятно, кроме одного момента. Отдельно строкой было прописано: дамы должны были хорошенько покушать перед трапезой (опять тайком), чтобы с чистым сердцем предлагать рыцарям лучшие куски мяса… То-то наши прапрапрапрабабушки веком ранее пожировали, дорвавшись до общего обеда! Так, что бедные рыцари срочно бросились вносить отдельные правила в этикет… К веку одиннадцатому человечество пристрастилось к вилкам и ложкам. Было строго предписано: идешь в гости — бери с собой вилку и ложку, а то на всех не напасешься. Носили их за голенищами сапог (привычка к свинству — самая неистребимая из всех человеческих привычек) и украшали кто на что горазд: и сапфирами, и рубинами, и бисером, так что, выложив приборы на стол, можно было даже слегка самореализоваться за их счет… А к тринадцатому веку, наконец-то, люди стали накрывать столы как положено. С цветами в вазах, хозяйским столовым серебром и салфетками для рук. И стало за столами как-то скучнее, что ли. И дамы уж не объедают рыцарей, и вилки все больно одинаковые, и не в кого швырнуть булатный меч… А если и есть в кого — этикет не позволит. Автор: Диана Петросян
|