Автообразование в Украине: многомиллионный бизнес на взятках

Автообразование в Украине: многомиллионный бизнес на взятках

Автошколы – это не только хороший приработок для их владельцев, это еще и очень эффективная и прибыльная система коррупции для органов ГАИ.

Разумеется, о том, что за получение прав берут взятки и немалые, знают все. Но воспринимается это как должное и неизбежное, потому что права хочет получить каждый, а трепать себе нервы и пересдавать экзамен в ГАИ по 20 раз, разумеется, никто не жаждет.

Идея поразмышлять на избитую тему «Почему водительские права можно получить только за взятку?» возникла параллельно с любопытством посчитать, а сколько же отмывают денег на будущих водителях и автошколы, и ГАИ? Ведь неофициальные доходы от системы автообразования явно колоссальны.

Начнем с того, что количество автошкол в нашей стране достигает 2500. И хотя еще в ноябре прошлого года вроде бы прошли лицензирование лишь 400 автошкол, но информации о том, были закрыты ли остальные – нет, поэтому будем отталкиваться от первой цифры.

Для того чтобы упростить расчеты, представим, что каждая автошкола готовит за год около 4 учебных групп (срок обучения составляет в среднем 2,5 месяца), в каждой из которых обучается 20-25 человек. Итого, за год автошколы по всей Украине выпускают 150-200 тыс.человек. Да, разумеется, погрешность в этой цифре явно присутствует, но определенное понимание о количестве украинцев, которые получают права ежегодно, она дает.

В среднем обучение в автошколе колеблется в пределах 2000-3000 грн. У кого-то чуть меньше, где-то – чуть больше. Поэтому за основу возьмем цифру в 2500 грн. Соответственно, по приблизительной оценке, годовой оборот украинских автошкол составляет около 500 млн.грн. Эта та официальная сумма, часть их которой уходит на содержание авто, бензин, зарплату, аренду помещений и т.д., а другая является легальной прибылью.



Но вот здесь и стоит вспомнить еще одну, «неофициальную» статью доходов и автошкол, и ГАИ в виде взяток. При этом привести размер «мзды» за получение прав к единому знаменателю очень сложно. В некоторых случаях внешний экзамен можно «сдать» за 100 долларов (речь идет не о покупке прав «с нуля», это вообще другая тема). Но иногда придется раскошелиться и на 250-300 у.е., в зависимости от жадности инспектора и его договоренности с инструктором.

А теперь самое интересное: как работает вся эта система в принципе? Каждая автошкола имеет договоренности с определенными лицами в ГАИ, которые получают оплату «в конверте». Куда распределяются эти взятки дальше, как между собой делятся гаишники – история умалчивает. Связующее звено между МРЭО и будущим водителем – это инструктор, напрямую никто денег от желающего получить права не возьмет. Разве что через свои каналы в ГАИ. Инструктор получает, скажем, сумму в 150 долл., из которых треть идет ему в «карман» за посредничество, а остальные, разумеется, достаются гаишнику.

А теперь сведем итоговую цифру. Допустим, средний размер взятки – 200 долл., и, к примеру, 80-90% учащихся, то есть, не меньше 150 тыс. человек, что, вероятнее всего, недалеко от истины, получают права с помощью «платежей на лапу», даже пройдя обучение в автошколе.

Таким образом неофициальный оборот автообразования в нашей стране находится в рамках 30 млн.долл., возможно меньше, но и не исключено, что больше (опять-таки, не забываем о тех правах, которые куплены напрямую в ГАИ в обход автошкол). При этом самим автошколам достается минимум 10 млн.долл., а остальные 20 млн. оседают в карманах ГАИ. И к тому же, это «чистый» доход, который не облагается ни налогами, и нигде не «светится».

Понятно, что сломать систему – невозможно. Да и все, что было написано выше, не претендует на глубокий конструктивизм и не ставит перед собой цель «открыть Америку». А расчеты ни в коем случае не являются точной статистикой. Скажем так, субъективный взгляд на очевидные вещи, попытка оценить масштабы коррупции, и в очередной раз некоторое удивление тому, как в нашей стране практически все делается через «волосатую лапу».

По большому счету, и автообразование у нас по большому счету образованием то не является. Это попросту хорошо отлаженная машина для отмывания денег, удобная всем: и автошколам, и органам ГАИ, и будущим водителям. Только вот если представить, какое количество человек, получивших права посредством взяток и не имевших никаких стимулов, чтобы получить нормальные навыки вождения и знания правил движения, становится страшно за свою жизнь и своих близких.

Но ведь мы сами и спонсируем смерть на наших дорогах. Разве не так?



Понравилось - репост: