Что носили люди под своими тогами во II веке до Рождества Христова? Корсет, поддерживающий грудь снизу, чтобы она выглядывала из драпировок во всей своей очаровательной наготе.
Около ста лет спустя, женщины стали использовать широкие ленты из ткани, которые они оборачивали вокруг груди, чтобы ее поддержать. Древние греки, одержимые идеей абсолютной гармонии, не хотели оставлять грудь свободной и стягивали грудь главным образом для того, чтобы помешать ее росту (эту традицию переняли у них и римляне). Падение Великой Римской империи и многочисленные набеги кельтских и германских племен ознаменовали свободу бюста, но уже в XII веке, в связи с модой на облегающую одежду, свободе приходит конец: приталенный корсаж со шнуровкой сжимает бюст подобно стальным доспехам. Одежда снова выставляет грудь напоказ, вступая в противоречие со средневековым пуританизмом, который предпочитал скрывать ее от похотливых взглядов. Через три столетия - новый переворот: показывать грудь становится абсолютно дозволено и даже обязательно! В Бургунском герцогстве дамы повязывали под грудью пояс, чтобы приподнять корсаж. Несмотря на повсеместные протесты духовенства, женская грудь выставляется напоказ, а увековеченная Жаном Фуке некая Аньес Сорель (фаворитка Карла VII) даже вводит моду на одну обнаженную грудь. Благонравие возвращается в общество во времена правления Карла V, затем Генриха II. Женщины становятся пленницами темных платьев, закрытых до подбородка, они вынуждены к тому же облекаться в корсет, который ничем не напоминает фривольный аксессуар женского кокетства. Столетие спустя кардинал Мазарини дойдет до того, что издаст в 1654 и 1656 годах два эдикта, вообще запрещающие изготовление деталей женского туалета. Нетерпимость принимает угрожающие формы… Ответная реакция проявляется наконец во времена Регенства. Окончена полемика на тему бесстыдства обнаженной женской груди. На смену ей приходят фривольные разговоры, и хотя корсет еще актуален, китовый ус становится гораздо мягче, все больше дам отказываются носить чересчур тесные модели, а декольте пользуются невероятной популярностью. Еще до революции 1789 года Жан-Жак Руссо, приверженец возвращения ко всему естественному, выскажется против того, что самые язвительные будут называть "сдавливатель для тела", который носили представительницы знати. Он даже принимает участие в скандале, разразившимся в 1750 году из-за некоего Бонно, чей памфлет "Деградация рода человеческого из-за китового уса" вызывает бурную реакцию в обществе. В деревнях женщины просто отказались от использования китового уса, предпочитая ему корсаж на шнуровке, не слишком сжимающей грудь, который они надевают поверх юбки и рубашки, чтобы он не мешал им в работе.
В XIX веке о корсете говорят, что он делает женскую фигуру похожей на песочные часы. Становится очевидным, что пробил его последний час, ведется все больше разговоров о том, что он слишком стесняет движения. Все это мало соответствует либералистическим попыткам зарождающегося феминистичского движения, выступающего за свободу женщины в обществе и семье. Некоторые кутюрье, такие как Поль Пуаре, Мадлен Вионне предают корсет абсолютному забвению. Параллельно меняется образ жизни общества. К 1910 году страсть к катанию на велосипеде заставляет женщин выбирать более мягкие корсеты, которые не стесняют движений. Во время Первой Мировой Войны, пока мужчины сражаются, слабый пол берет все в свои неслабые руки - основную деятельность во всех сферах выполняют отныне женщины, которые не согласны больше терпеть притеснения, в том числе и неудобство в одежде. Представительницы буржуазии, лишенные своих камеристок, заменяют корсет на его эластичное подобие, значительно мягче, следовательно проще в использовании, где функцию китового уса выполняют прорезиненные пружинки. От этого удара корсет уже не оправится, принесенный в жертву на алтарь комфорта.
|
|