Ароматы унисекс. | ||||
Должны ли представители разных полов пахнуть по-своему или аромат может быть один на двоих? Футуристические ароматы унисекс так и не нашли широкого отклика у представителей обоих полов, хотя в девяностых годах их появилось довольно много. И, судя по всему, парфюмерный сексизм не закончится никогда… Писатели – фантасты прошлого века были на удивление единодушны в том, что касалось описания будущего. ХХI век представлялся им царством хайтека и унисекса. Сталь, бетон и стекло, летающие машины, одинаковые блестящие комбинезоны на мужчинах и женщинах… Им даже и не снилось, что с течением времени мало что изменится! Но, несмотря на то, что в повседневной жизни мы используем все больше технологий, которые делают наше существование проще, основы основ не меняются. Женщины по-прежнему носят юбки и кофточки с рюшами, а мужчины – костюмы и галстуки. Мало что изменилось и в их парфюмерных предпочтениях. А дело в том, что парфюмерия для представителей разных полов базируется на разных основах, «ключевых» ингредиентах. Женщина всегда ассоциируется с цветком - так уж исторически сложилось. Подобно этому хрупкому представителю царства флоры она постепенно раскрывается, цветет и увядает. Нежные, красивые цветы являются базой, основным элементом для создания женского аромата. Что касается мужчин, то их символом является дерево, и все что с ним ассоциируется - спокойствие, сила, отсутствие лишних эмоций. А потому древесные ноты всегда являются основой для любой мужской парфюмерии. Впрочем, это не значит, что цветы или пряности вовсе не участвуют в рождении парфюмерии для сильного пола, а в женской парфюмерии отсутствуют древесные оттенки. Ароматы для представителей разных полов различаются и по сочетаниям оттенков. Например, пряные ноты используются и в мужских и в женских духах, но если в аромате «женского рода» запахи корицы, кориандра в сочетании с цветами, придает композиции пикантность и сладкое тепло, то в сочетании с деревом они начинают звучать как дерзкие, энергичные оттенки. Многие ингредиенты вообще предназначены исключительно для мужчин – в женской парфюмерии редко используются травянистые оттенки лаванды или шалфея, поскольку они имеют оттенки не только травянистости, но и табачности, которая в сочетании с «женским» сырьем аромат «огрубляет». Во все парфюмерные композиции обязательно вводятся мускус и амбра – они обеспечивают сродство аромата с запахом человеческой кожи, если их не использовать, то аромат будет ощущаться словно он «рядом» с человеком, а не на нем. В мужских ароматах чаще используется амбра, в женских - мускус. Кроме этого, в наше время мужские и женские ароматы сильно отличаются упаковкой, флаконами. Мужская парфюмерия в большей части своей закована в строгой геометрической формы «доспехи» массивного стекла, минимализм которых тотчас проводит грань на полке в магазине между ароматами для представителей разных полов. Упаковка женской парфюмерии выглядит иначе – разноцветное стекло, разнообразие форм, необычность и подчас некая помпезность флаконов, чья красота призвана сохранять в неприкосновенности их прекрасное содержимое. А что же такое ароматы «унисекс»? Унифицированный унисекс Не совсем понятно, когда появился первый аромат и для мужчин, и для женщин. Например, во многих источниках попадается такое мнение – первым настоящим унисекс ароматом был One от Кельвина Кляйна, выпущенный в 1994 году. Господин Кляйн, как известно, знаменит не только своими достижениями в модной индустрии, но и постоянными скандалами, которые окружают его творчество. Один из самых громких случился в 1985 году, когда началась рекламная кампания, предварявшая вывод на рынок аромата Obsession. Мягко говоря, не совсем одетая, Кейт Мосс, призывавшая пользоваться этими духами, вызвала волну народного негодования! Никогда не отличавшаяся «формами» модель, да еще и в неглиже, заставила многих увидеть в этой рекламе скрытую апологию педофилии. На щитах с этим фото недовольные даже писали: «Накормите меня!» - Кейт Мосс всегда была очень худенькой. Другое мнение – первый аромат - унисекс создал Эме Герлен в 1889 году, этот продукт был назван Jicky в честь его первой возлюбленной. Любовь эта была несчастной, и парфюмеру ничего не оставалось кроме как «выплеснуть» свои чувства в аромате. Ну а если брать в расчет совсем древние времена, когда парфюмерии в современном понимании этого слова еще не было, и люди использовали ароматы преимущественно в качестве благовониий, то можно сделать вывод что ароматы унисекс появились еще раньше, чем разделенная по признакам пола ароматная продукция. Что же такое современный аромат унисекс, если всмотреться, вслушаться в него пристальней? Любой парфюмерный продукт имеет схожесть с музыкальной композицией – ведь в парфюмерной индустрии даже используются похожие термины, например, ноты, аккорд, оркестровка. Да и в самом аромате есть основная тема, мелодия – в женских ароматах это использование цветов, вокруг которых и играет остальной оркестр, за счет чего продукт имеет свое лицо, характер, дает понять, для кого он предназначен. В ароматах унисекс эта основная тема отсутствует, акценты смещены, и невозможно понять, для мужчины этот аромат или для женщины. Бесполость лишает аромат характера, лица, но это может придавать и особое очарование, загадку – то, что многим нравится в духах унисекс. Однако в основном такую парфюмерию покупает молодежь, юноши и девушки в том возрасте, когда образ жизни и тех и других не очень-то отличается. С другой стороны, активно используют унисекс и представители богемы – это своеобразный знак отличия от других. В девяностых годах на рынке появилось довольно много ароматов унисекс, многие связывают это с успехом кляйновского One. Gieffeffe от Gianfranco Ferre, Dalimix от Salvador Dali, Aqua di Gio от Giorgio Armani, Bvlgary Black. Кельвин Кляйн в 1996 году выпустил свой второй аромат-"унисекс" – Be, который уже не имел того успеха. Производились ароматы унисекс и в России – фабрика «Новая Заря» выпускала туалетную воду Eau Jeune (О` Жен)«Для него и для нее». Отдельно стоит сказать о марке Comme des Garcons – это своего рода парфюмерный вызов, фишка, актуальная и по сей день, все ароматы этого бренда относятся к категории унисекс. Однако президент компании Адриан Джефф, который присутствовал на презентации в России очередного аромата Comme des Garcons 2 в своем интервью заявил, что этот аромат больше женский, чем мужской – хотя в принципе он унисекс. Пожалуй, это единственная марка, которая специализируется только на такой парфюмерии. К тому же, девяностые были золотым временем экспериментов в области мужской парфюмерии. Помимо продуктов унисекс появлялись необычные «сладкие» ароматы для мужчин – например, знаменитый A-Men от Thierry Mugler. Его пудровые ноты, придающие схожесть с ароматами для женщин сделали этот парфюм в какой то степени «знаком принадлежности» к лицам нетрадиционной ориентации. Помимо «сладких», появлялось довольно много океанических, свежих парфюмерных композиций – например, Cool Water от Davidoff, Elements Aqua от Hugo Boss. «Парные» ароматы, то есть парфюмерные продукты под одним и тем же названием для мужчин и для женщин, как, например, Clinique Happy – дитя уже не парфюмерных экспериментов, а маркетинговых. Удачный женский аромат, выпущенный в «мужественном» варианте, видимо, позволяет сократить затраты на рекламную поддержку, к тому же это дает возможность людям, которые живут вдвоем или просто любят друг друга, использовать продукты не только одной марки, но и с одинаковым названием. Однако, на этом, как правило, сходство и заканчивается – содержимое флаконов отличается кардинально. Причем в таких ароматах нет даже намека на унисекс – мужской Clinique Happy – свежий, океанический, его основные ноты - цитрусовые, юкка, озон, травы, кедр, кипарис, гуаяковое дерево. Состав женского Clinique Happy - красный грейпфрут и бергамот, нюанс цветов вестиндского мандаринового дерева и высокогорного лавра в начальной ноте переходят в экзотические ароматы цветов ежевики, утренней орхидеи, шлейф составляют тропические, чувственные ароматы гавайского свадебного цветка, белой лилии, китайской золотой магнолии и цветов весенней мимозы. Физиология аромата Однако все вышеописанное – всего лишь скелет, теория! Парфюмерия же бесконечно разнообразна и слишком «индивидуальна», чтобы укладываться в прокрустово ложе каких либо наукообразных выводов. Например, те же ароматы унисекс могут звучать на коже как обычная женская (мужская) парфюмерия. Связано это не только с особенностями кожи, но и с тем, как мы воспринимаем любой запах. Любой аромат, мужской, женский или унисекс, может дополнять или, наоборот, разрушать естественный человеческий запах. Последствиями неправильного подбора – отрицательное восприятие окружающими и, хуже того, близкими людьми. Поэтому покупка парфюмерии не так проста, как кажется на первый взгляд. Особенно страдают любители парфюмерных новинок и люди, которые гонятся за модой, приобретая то, что популярно и пользуется спросом. Как говорят эксперты, этот критерий подбора вообще должен быть устранен из сознания – аромат - дело серьезное. Он может подчеркнуть шарм и довести образ до совершенства, а может неумолимо его разрушить. В настоящее время в парфюмерной индустрии все вернулось на круги своя – женское и мужское вновь четко обозначено. Если проследить новинки за последние несколько месяцев, то эта тенденция особенно видна. Никаких ароматов унисекс, никаких намеков и полунамеков. Взять хотя бы, мужской Dunhill. Этот теплый, древесный аромат с легкой табачностью создает образ надежного мужчины, крепкого, уверенного в себе, идущего по жизни легко. То же можно сказать и о Gucci pour homme, и о Lui Rochas. Женские новинки, например, L`Instant de Guerlain или Very Irresisitible от Givenchy – царство цветов, даже некая помпезность женственности без компромиссов. Можно с уверенностью сказать, что тенденция к четкому разделению парфюмерии по «половым» признакам вновь крепко утвердилась на своей позиции и не собирается уступать различным футуристическим направлениям. Надолго ли? Время покажет.
|