Бонсаи - миниатюрные деревца в плошках.
Впервые заниматься выращиванием бонсаи начали в Восточной Азии, откуда это искусство распространилось в последние десятилетия по всему миру. Это занятие стало настолько популярным, что его японское название вошло в обиход любителей этого искусства и стало международным понятием. На первый взгляд может показаться странным, что искусство, являющееся результатом традиционного китайского и японского миропонимания, заинтересовало современного человека, втянутого в такой быстрый, а иногда прямо стремительный темп жизни, что почти не остается времени для размышлений. В тем большей степени минуты спокойствия становятся для всех нас совершенно необходимой составной частью духовной гигиены. Поэтому разведение миниатюрных деревьев почти идеально включается в кажущуюся разнородность контекста современности. Это занятие довольно легко приближает человека к природе, постепенно безвозвратно исчезающей из его окружения и дает ему возможность творческого отдыха в узких рамках его городской квартиры с балконом, террасой или лоджией. В Китае, более пятнадцати веков тому назад ставшем колыбелью искусства, и в Японии, где выращивание миниатюрных деревьев в плошках достигло необычайно высокого уровня, этот жанр имел более глубокий философский подтекст. Он исходил из восточно-азиатского восприятия мира как космического единства. Его основой было постоянно обновлявшееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Бонсаи были реализацией принципа "посредством малого видеть великое", что означало умение на маленьком пространстве отразить бесконечность природы. Маленькое деревце должно было иметь гармонические пропорции большого дерева, свободно растущего в лесу, на морском берегу или дерева, растущего на горном склоне и исхлестанного ветрами. На этой основе возникли различные стили и техники, основанные на прекрасном знании законов природы. Особое внимание уделялось деталям и способности проникнуть в суть явления и жизни, а потом выразить все с помощью намека и символа. Развивалась терпеливость и одновременно освобождалась интуиция, так необходимые в любой художественной деятельности. Длительное обучение превращалось в мастерство, результатом которого являются столетние бонсаи, около которых и сейчас каждый останавливается в немом восхищении. Совершенное миниатюрное дерево в плошке в Китае, Японии и других странах Восточной Азии ценятся так же высоко, как картина или скульптура. Они передаются в семье из поколения в поколение. Дерево постоянно совершенствуется благодаря чутким прикосновениям человеческих рук, никогда не достигая окончательного неизменного вида.
Бонсаи имели и до сих пор имеют свою символику. Прежде всего они выражают неистребимое стремление человека к счастью, семейной гармонии, спокойной старости. Постоянное создание бонсаи было одним из путей к достижению душевного равновесия и мудрой, хотя и проникнутой меланхолической печалью, отрешенности от повседневной жизни. Что из того, о чем говорилось выше, остается и становится связующим звеном между прошлым и настоящим, двумя эпохами, часто диаметрально противоположными? Прежде всего это чисто человеческие чувства, стремление украсить повседневную жизнь, тяга к глубоким чувствам и необходимость заставить в человеке звучать струны наблюдательности и чувств, часто заглушенные серостью повседневности. Произведения прошлого, которыми мы сейчас восторгаемся, пробуждают в нас стремление создавать в рамках своих возможностей новые ценности и быть, хотя бы в краткие минуты отдыха, в тесной связи с природой. Поэтому многих из нас так привлекает выращивание бонсаи, несмотря на сознание того, что путь к совершенству долог и труден. Тем не менее, это одна из возможностей в рамках обязательных правил приобрести достаточно широкое поле для применения индивидуального вкуса и способностей. Искусство выращивания бонсаи в различных странах имеет свои специфические черты, соответствующие образу мыслей народа и характеру местной природы, в то время как традиционные философские идеи естественно, отступают на задний план. Однако, большое значение имеет эстетический элемент, выражением которого является элегантное стройное деревце, представляющее единое целое с плошкой и гармонично вписывающееся в среду, для которой оно предназначено. Эти критерии еще более утончены в пейзажных композициях, называемых пейзажами в плошке, где из деревьев, травы, камней, песка, а иногда и воды создаются миниатюрные картины природных пейзажей.
|
|