Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб — мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья — микроорганизмы. Давайте вместе узнаем, какие бывают полезные бактерии?
Малыш уже наверняка обращал свое внимание на разноцветные пятна плесени, чудесным образом „расцветающие" на забытой корочке хлеба или в банке с вареньем. Для крохи это и впрямь может показаться чудом: еще вчера хлебный кусочек выглядел совершенно обычно, а сегодня... покрылся серыми, желтыми, голубыми пятнами! „Что это такое? Откуда взялось? Можно ли есть такой хлеб?" — спрашивает маленький почемучка. А может быть, дело началось не с плесени, а с болезни: „Вечером я был совершенно здоров, а сегодня?" Или кроха увидел, как мама раскатывает дрожжевое тесто: „Почему оно пищит под скалкой? А почему оно вылезает из пакета? А кто наделал в тесте дырочек?" Детям не терпится все узнать! А и впрямь, что мы на самом деле знаем об этих и других микроорганизмах, окружающих нас каждый день? Развенчаем мифы Большинство людей уверены, что от микробов — один вред и их нужно стремиться уничтожать всеми доступными средствами: начиная с мытья рук антибактериальным мылом и заканчивая обработкой каждого квадратного сантиметра квартиры хлорсодержащими средствами. Кто-то даже приобретает для детской комнаты ультрафиолетовые лампы, довольно потирая при этом руки: „Ну, теперь держитесь! Как в больнице будет: чистота и стерильность!" Но, между тем, ученым давно известно — микробы, или, как их правильнее называть, микроорганизмы, находятся повсюду, так что бороться с ними бесполезно. Они буквально окружают нас и даже обильно населяют наш с вами родной организм. Иногда каждая мама задается вопросом, какие бывают полезные бактерии и что полезней для ребенка. Более того, без микроорганизмов жизнь на Земле вообще была бы невозможна!
Глобальный круговорот веществ происходит именно с их активным участием: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных. Именно они возвращают в почву когда-то „вынесенные" из нее растениями минеральные вещества, регулируя, таким образом, ее плодородие. А продукты питания, находящиеся у нас на столе ежедневно? Да ведь это снова микроорганизмы потрудились: сквасили молоко в разнообразные кисломолочные продукты, сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым и легкоусвояемым, сохранили для нас квашеные и маринованные продукты, позаботились даже о нашем досуге, изготовив алкогольные напитки, постарались обеспечить нас и деликатесами — например, сырами с благородной плесенью „Рокфор" и „Камамбер". Кулинары используют лимонную кислоту, добытую из плесневых грибков (которые тоже относятся к микромиру), агрономы — бактериальные препараты для борьбы с болезнями и вредителями культурных растений, зоотехники готовят питательные и долго хранящиеся корма для сельскохозяйственных животных (такие как силос), фармацевты — разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины... Мы сталкиваемся с конечными продуктами микробной жизнедеятельности несколько раз в день, даже не задумываясь об этом. А невидимые спутники, обитающие на нас и в нас? Случаются, конечно, нежданные визитеры, однако большинство из них входит в почетный клуб „Нормальная микрофлора человека": микроорганизмы во множестве населяют кожу и слизистые оболочки, но больше всего микробов проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человеческого организма. Одни вырабатывают ферменты, помогающие полнее усваивать питательные вещества из поступившей пищи, другие вырабатывают витамины, которые всасываются стенкой кишечника и используются организмом — хозяином всей этой братии. Третьи (ацидофильные и бифидобактерии, а также кишечная палочка) обладают антибиотическими (т. е. подавляющими жизнедеятельность) свойствами по отношению к гнилостным и патогенным микробам. Теперь-то вы понимаете, какие бывают полезные бактерии и почему важно употреблять кисломолочные продукты, в особенности с приставкой „Био" в названии (они содержат, кроме обычных молочнокислых бактерий, бифидобактерии)? Те из них, кто дойдет в целости и сохранности до кишечника (а удастся это многим), останутся там и временно приживутся на благо человеку. Ложка дегтя Однако не все так радужно. Как любое существо в природе, микробы разнолики и не подпадают под определение „абсолютно вредный" или „абсолютно полезный". Нельзя сбрасывать со счетов разнообразные и часто опасные инфекционные заболевания — снова виной они, невидимые микроорганизмы. Конечно, ученые научились бороться со многими из них — кое-где даже одержана победа планетарного масштаба, с некоторыми заключено временное перемирие (например, с лепрой, или, как ее называют иначе, с проказой, — число заболевших в мире год от года снижается, но пока о победе человека над болезнью говорить преждевременно). Другие возбудители инфекций представляют серьезную опасность до сих пор, несмотря на современный уровень развития медицины, — например, туберкулез. Да и новые болезни появляются с печальной регулярностью: вспомнить хотя бы СПИД или свиной грипп (хотя многие из них новыми можно назвать лишь условно — чаще всего это давно известный науке, но в настоящее время измененный, мутировавший микроб с новыми свойствами). Кроме того что микроорганизмы вызывают различные инфекционные заболевания, многие из них наносят человеку и другой ущерб — например, приводят к порче продуктов питания. Причем часто это оказываются те же друзья: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко; дрожжи приводят к брожению и закисанию соков и плодов; плесени... Впрочем, с плесенью все и так ясно. К счастью, человек научился бороться с подобного рода неприятностями — недаром сейчас существует множество способов консервирования и стерилизации продуктов: от банального кипячения до обработки ультразвуком, от немудреного вяления до внесения химических консервантов, увеличивающих сроки хранения в несколько раз или даже на порядок. Кого надо опасаться Чтобы обезопасить себя от действительно вредных микробов и подружиться с полезными (или безвредными), достаточно соблюдать нехитрые, всем известные правила: мыть руки перед едой и после посещения туалета, после возвращения домой откуда бы то ни было, мыть купленные на рынке или в магазине овощи и фрукты, следить за сроками годности продуктов, в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции. И вообще, общие правила гигиены и санитарии еще никто не отменял, однако представляется излишним повсеместное и регулярное уничтожение микробов дома. Этому есть несколько причин. Во-первых, как говорилось, бактерии и споры плесневых грибков — повсюду, поэтому прок от проведенной обработки сохраняется весьма недолго. Во-вторых, уничтожению подвергаются не только вредные микробы, но и все остальные (полезные и безразличные для организма), а ведь учеными уже доказано, что для формирования нормального иммунитета ребенку необходимы постоянные встречи с представителями микромира. И, в-третьих, дезинфицирующие средства — обычно довольно агрессивные вещества, действующие не только на микроорганизмы, но и на домашних животных и человека. Поиграем с малышом Играть будем в ученых-микробиологов, ставящих различные опыты над микроорганизмами. Понятно, что микроскоп есть не в каждом доме, а если даже и имеется, то бактерии даже с ним увидеть непросто — нужны специальные инструменты, красители... Однако микробы тем и хороши, что их самих увидеть сложно, а вот их труды — пожалуйста! Для начала объясните малышу, что такое микробы, где они живут, чем занимаются, почему мы их не видим. А затем приступайте к изучению увлекательного и разнообразного микромира! Только учтите, что одни опыты рассчитаны на совсем карапузов, а другие — доступны пониманию уже подросших детей. Почему молоко скисло? Проведите несложный эксперимент — налейте в одинаковые стаканчики различное молоко: стерилизованное (с длительным сроком хранения), пастеризованное (также покупное) и кипяченое (можно прокипятить и пастеризованное молоко). Если есть возможность, можно добавить молоко домашнее, не подвергавшееся термической обработке. Пусть малыш самостоятельно следит за ходом эксперимента: ежедневно проверяет состояние „подопытных". Для ребенка постарше, возможно, будет интересно вести „Дневник наблюдений" — совсем как у настоящих ученых! По окончании исследования, малыш должен сделать вывод — какое молоко быстрее скисло? Почему? В свою очередь, родители должны пояснить, что послужило причиной сквашивания (молочнокислые бактерии — те же самые, что есть во всех кисломолочных продуктах, продающихся в магазине), откуда взялись бактерии (в норме эти бактерии всегда присутствуют в молоке, попадают они туда с поверхности кормов, травы, которой питаются коровы), как можно предотвратить порчу молока (для этого на молочных заводах молоко сначала нагревают до определенной температуры (около 60-80 С), а затем быстро охлаждают), почему молоко обязательно нужно хранить в прохладном месте (в холодильнике развитие всех бактерий замедляется, поэтому молоко дольше не скисает). Откуда в тесте столько дырок? Малышу наверняка интересно узнать, кто наделал в хлебе столько дырок. Чтобы наглядно пояснить процесс спиртового брожения (а именно это явление вызывается специальными микроскопическими грибами — дрожжами и приводит к разрыхлению теста), предложите ребенку вместе с вами повторить весь путь, который проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Замесите тесто с добавлением дрожжей, дайте ему настояться (в это время дрожжи размножились до необходимого уровня и приступают к переработке сахара, содержащегося в муке, в спирт и углекислый газ) и выпекайте. Спирт в процессе выпечки улетучится, а пузырьки газа превратятся в те самые забавные дырочки. Вообще с дрожжами можно провести множество увлекательных экспериментов. Например, замесить одинаковые комочки теста, но с добавлением разных дрожжей — сухих, влажных прессованных или самодельных, и сравнить, какое тесто быстрее поднимется. Результатами мама может воспользоваться при очередном замесе домашнего хлеба. Можно поэкспериментировать с составом: добавлять больше сахара, масла или молока, а дрожжи взять одинаковые и проверить, в каком кусочке теста дрожжи лучше размножаются. Можно изучить влияние температуры на скорость подъема теста: поставить одинаково замешанные комочки теста в тепло (на батарею, возле плиты), на холод (на окно или в холодильник) и оставить при комнатной температуре. Все проведенные опыты наглядно помогут девочкам — будущим хозяйкам! — понять и запомнить основные условия правильного замеса дрожжевого теста, а мальчишкам — любознательным экспериментаторам — незаметно приобщиться к помощи маме на кухне. „Бархат" на сметане На поверхности многих кисломолочных продуктов (чаще на сметане или простокваше) после долгого хранения иногда можно увидеть красивый бело-кремовый бархатистый налет. Это снова знакомые нам микроорганизмы — плесневые грибы, точнее, их представитель — молочная плесень. В отличие от кисломолочных бактерий, молочная плесень, если уж завелась в продукте, съедобным его не сделает. Поэтому полюбуйтесь природным „бархатом" и без сожаления выбросьте продукт. Кто живет в квасе? Для опыта подойдет старый квас или пиво, одно условие: квас должен быть натуральным, то есть так называемого живого брожения. Ничего особенного с ним делать не нужно — просто налейте в емкость и поставьте в кухне на стол. Крышкой плотно закрывать не нужно. Через какое-то время на поверхности кваса образуется тонкая пленка, состоящая из множества уксуснокислых бактерий. Одновременно появляется и со временем усиливается характерный запах уксусной кислоты. Объясните малышу, что эти бактерии любят кислород, содержащийся в воздухе, и поэтому плавают на поверхности, а не опускаются на дно; они переработали спирт, содержащийся в квасе, в резко пахнущую уксусную кислоту. Почему не портится яйцо? Опыт можно проводить после того, как вы обратите внимание ребенка на распространенное в природе и быту явление — порчу продуктов. Все, что бывает у нас на столе, так или иначе, рано или поздно подвергается порче — скисает, загнивает, плесневеет. Все, да не все! И без применения химических консервантов можно найти удивительные продукты, защищенные от порчи самой природой, — лук, чеснок, мед, яйцо... Вот о последнем и пойдет речь. Предложите юному ученому разбить куриное яйцо, отделить желток и провести эксперимент над сырым белком. Нужно налить его в какую-нибудь посуду и для сравнения рядом поставить другой продукт в той же посуде, например молоко. Малышу необходимо дождаться момента, когда белок начнет портиться. Когда это произойдет? Если курица, снесшая яйцо, была здорова, то никогда — белок, скорее, просто высохнет, чем начнет гнить. А помогают ему в этом специальные вещества, главное из которых — лизоцим (он, кстати, есть и в организме человека — содержится в слюне и слезной жидкости), защищающий содержимое яйца от бактерий. Может быть, этот опыт убедит, наконец, маленького нехочуху съесть полезное яичко? Словом, подружитесь с микробами сами и научите этому своего малыша — это ж весело и полезно. Прививайте ребенку радость занятий наукой с самого раннего детства! Гончаренко Игорь
|
|