Бытует мнение, что если вы хотите снимать красиво, точнее, если вы хотите, чтоб ваша камера каждым спуском затвора создавала шедевр, вам непременно нужна серьезная техника, а точнее - зеркалка. Ноги у этих слухов растут, по-видимому, из того факта, что профессионалы в области фотографии, либо художественной, либо репортажной, используют исключительно «серьезную» технику, под которой зачастую подразумеваются зеркальные камеры.
С появлением недорогих зеркальных камер в среднем ценовом сегменте, количество пользователей таковых увеличилось в разы. В течение последних нескольких лет рынок зеркальных камер возрастает на 30% ежегодно. И все же, что такого очаровательного и притягательного в зеркальных камерах, кроме молвы, сурового внешнего вида и солидной стоимости? Нужно ли ограничивать свой выбор рамками компактных цифровых камер (цифрокомпактов), либо же стоит затянуть ремень потуже, запастись терпением и копить на зеркальную камеру? В данном материале мы как раз и рассмотрим основные различия между компактными и зеркальными цифровыми камерами и попытаемся максимально емко сформулировать ответ на вопрос - стоит ли овчинка выделки? Матрица Самое важное при покупке цифровика - это определиться даже не с финансовыми возможностями, а, в первую очередь, с целями, для которых нужен фотоаппарат. А их может быть масса. Мы не станем вдаваться в перечисление всех возможных вариантов, например, если вам нужен девайс для путешествий и чтобы всегда под рукой - то вам нужен компактный аппарат - это и без лишних рассуждений очевидно. Данным материалом мы хотим раскрыть суть объекта - то есть фотоаппарата как такового, его возможностей, стоимости и того, как последний фактор связан с первыми двумя. Дело в том, что не всегда стоимость устройства говорит о его качестве. И даже не гора характеристик по итогу влияет на качество изображения, которое вы получите в результате. На самом деле отпечаток изображения можно получить с помощью светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок и кусочком белой бумаги на противоположной стенке (камера-обскура).
Такую простейшую камеру можно создать даже в домашних условиях хоть из спичечного коробка. Суть этого примера заключается в том, что создание фотографии, как на пленке, так и на цифровой матрице никоим образом не зависит от множества технических премудростей и прехитростей, которыми пичкают камеры производители. Все эти дополнительные опции не являются догмой и необходимостью для фотоаппаратов, они лишь призваны упростить процесс и практически не оказывают серьезного влияния на результат. Потому что результат - точнее каждый конкретный снимок зависит всего от нескольких простых факторов. От размера матрицы фотокамеры и качества объектива. В случае с цифрокомпактом вы получаете один-единственный универсальный объектив без возможности его сменить. Это первое важное отличие компакта от зеркалки. Второе важное отличие - это размер матрицы. Зачастую его (размер) обозначают отношением размера матрицы конкретного устройства к размеру 35 мм. пленки (например, 1\3.2" или 3.2"), поскольку пленка с соотношением сторон 24х36 мм. является своего рода стандартом в фотографии. Условно кроп-фактор пленки равняется единице (Kf = 1), так как ее размер берется за эталон. Кроп-фактор - это отношение размера кадра цифровой камеры к эталонному размеру кадра пленки. Таким образом, когда в характеристиках камеры вы видите такое относительное число (3.2", 2.7", 1.8"), нужно знать, что чем оно меньше, точнее, чем оно ближе к единице, тем матрица в устройстве больше. И это один из самых важных критериев, которым сегодня стоит руководствоваться при выборе цифрокомпакта. Если вы еще не знаете, что вам нужно от фотоаппарата, что в нем должно быть, а что не обязательно, то смотрите на размер матрицы, выбирайте то устройство где физические размеры сенсора больше, и вы не ошибетесь. Размер матриц современных зеркалок среднего и высокого ценового сегмента имеет кроп-фактор 1.53-1.59"(не путать с дюймами) согласно рисунку. Выводы об их физических размерах можно сделать так же из иллюстрации. За счет разницы в размере матрицы изображения на компактах всегда получаются более резкими. Глубина резкости при одинаковых диафрагмах и фокусных расстояниях на зеркалке всегда будет меньше, чем на компакте. В этом и заключается немаловажное отличие этих двух классов камер. Зеркальная камера при использовании с правильным объективом может дать очень красивый рисунок с красивым боке (размытие зоны вне зоны резкости), чего в компакте добиться можно, но сложно. А компакт может обеспечить фотографии максимальной резкостью и детализацией в тех условиях, в которых среднего качества объектив на зеркалке будет мылить, и выдавать нерезкую картинку. Однако подбор объективов к зеркальной камере - это отдельная, очень важная и очень трудоемкая тема, которую мы затронем в дальнейших наших публикациях. Пиксели Следующий фактор, на который зачастую делают акцент производители - это количество пикселей (чувствительных элементов) матрицы. Однако он является решающим далеко не в вопросе качества изображения, а, к сожалению, исключительно в вопросе стоимости устройства. Эдакий маркетинговый ход, рассчитанный на пользователей, которые благодаря тем же маркетологам свято верят в то, что чем больше пикселей, тем лучше качество изображения. Однако, если взять два фотоаппарата с одинаковым размером матрицы и с разным количеством пикселей, то разницы в качестве фотографий вы не увидите, потому что ее нет. Разница будет проявляться только в максимальном разрешении снимка. Ресурса 5-ти мегапиксельной матрицы (разрешения 2592х1944 точек) вполне хватит для печати снимка формата А4. А для печати фотографий 10х15 вполне хватит и 3-х мегапиксельной камеры (с максимальным разрешением 2048х1536 точек). А вот если взять две камеры с одинаковым количеством пикселей и разным размером матриц, то более качественные снимки, как не трудно догадаться, будет делать камера с большим размером сенсора. Чем больше физический размер матрицы (с тем же количеством светочувствительных элементов), тем больше размер, динамический диапазон и устойчивость к шумам каждого пикселя. Итак, я думаю, картину с мегапикселями мы немного прояснили, теперь перейдем к последнему этапу нашего сегодняшнего материала. И, поговорим, наконец, о том элементе, благодаря которому зеркальные камеры получили свое название. Зеркало Суть зеркала в цифровой камере заключается в том, что оно, располагаясь между матрицей и объективом, направляет световой поток от объектива камеры в видоискатель, таким образом, зеркало служит отнюдь не для улучшения качества снимков, поскольку никакого отношения не имеет к формированию изображения. Зеркало - это механизм, с помощью которого вы, глядя в видоискатель, имеете возможность компоновать в кадре информацию, которую вы хотите запечатлеть на снимке. Во время съемки, при открытии затвора, загораживающее его зеркало поднимается и пропускает свет на матрицу. Такая конструкция занимают довольно много места, а потому абсолютно неприменима в компактных цифровиках. Маленькое лирическое отступление Но не стоит полагать, что зеркалка - это исключительно недешевая цифровая камера. На самом деле с зеркалками знакомы мы все, причем с самого детства. Те самые черно-белые, а потом и цветные снимки, где мы лежим в пеленках, или зимой закутанные в шубу и шарф едем на санках, или идем первый раз в первый класс - фотографии, сделанные нашими родителями - это все было снято на самую популярную советскую зеркальную камеру «Зенит». И по сей день можно встретить фанатов, которые не гнушаются этим раритетным фотоаппаратом - и правильно делают. Потому что при правильном использовании, этот старичок может утереть нос не только цифромыльницам, а и большинству цифрозеркалок. Однако мы отклонились от основного курса. Словом, всем нам давно знакомый «Зенит» - это тоже зеркалка, только пленочная. Но сама фотографическая суть в этом аппарате такая же, как и в современных цифровых зеркальных аппаратах. Только вот сейчас фотоаппараты оснащены множеством вспомогательных электронных функций, которые призваны максимально упростить процесс фотосъемки, и, в итоге, зачастую от пользователя не требуется совершенно ничего, кроме нажимания на кнопку спуска затвора. Сегодня только в продвинутых цифрокомпактах есть режимы ручных настроек, а в цифромыльничках их нет и подавно. Камера делает все сама. С одной стороны, это удобно. От фотографирующего зависит только то, как будут располагаться объекты в кадре, и как на них будет падать свет. Да и то, зачастую автоматическая вспышка вообще нивелирует всякий намек на «свет» в понимании фотографии как «светописи». А с другой стороны, при наличии ручных настроек и минимального стремления разобраться в основах и управлять процессом съемки, можно контролировать, и в значительной степени улучшить результат. Мораль Как видите, для того чтоб делать хорошие снимки, вам не обязательно нужна зеркалка и матрица с десятью миллионами пикселей. Рецепт прост, если вам нужен фотоаппарат «всегда в кармашке» и фотографии вы печатаете не больше, чем 10х15 см. - то вам вполне подойдет мыльница стоимостью от 100 до 300 у.е. Если вы все же хотите научиться снимать красиво и разобраться в основах съемки, понять что такое диафрагма и выдержка, зачем фотографировать без вспышки, как снимать красивые портреты и ночные пейзажи, но при этом вам зеркалка не подходить просто из соображений цены и габаритов, то категория так называемых продвинутых цифрокомпактов - как раз для вас. И обойдется вам такой аппарат не дороже 500 у.е. А зеркалку стоит покупать только в одном-единственном случае: если ни о чем, кроме зеркальной камеры вы и думать не можете - значит это действительно то, что вам нужно.
|
|