Астрид Линдгрен.

Астрид Линдгрен.

Линдгрен Астрид Анна Эмилия родилась в 1907, в Виммербю.

У Астрид Линдгрен были прекрасные родители: трудолюбивые, любящие, добрые. Они очень либили друг друга - Самуэль Август Эрикссон из Севедсторпа и Ханна из Хульта. Писательнице Астрид Линдгрен представлялось, что история их жизни вмещает больше любви, чем какая-нибудь иная, о которой ей приходилось читать в книгах, и история эта казалась ей трогательной.

Отец Астрид Самуэль Август Эрикссон был арендатором у местного священника и работал на ней до седьмого пота. Семья Астрид сегодня вызывает умиление у людей, живших простыми патриархальными ценностями. Они работали в поле, ухаживали за скотом, а в свободное от тяжелого труда время гуляли по живописным, хотя и суровым хвойным лесам Смоланда. Мать и отец любили друг друга с девяти лет и столь нежно относились друг к другу всю долгую жизнь. В школе Астрид поражала учителей своими яркими сочинениями. Она много и беспорядочно читала, а потому пугалась, когда ей пророчили славу известной шведской писательницы Сельмы Лагерлеф.

Свою первую большую сказку - "Пеппи Длинный чулок" - Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. "Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ - о Пеппи - Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".
Как-то вечером в марте 1944 года Астрид надо было навестить одного моего друга. Шел снег, на улицах было скользко, она упала и сломала ногу. Некоторое время ей пришлось полежать в постели. Заняться было больше нечем, и она начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести рукопись в подарок дочке, когда ей исполнится в мае десять лет.



Как и почему Астрид все-таки решила отправить работу в издательство - об этом история умалчивает. Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир.

Идею "Карлсона, который живет на крыше" тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. "Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но тогда его звали Лильем Кварстен. Линдгрен создала принципиально новый тип сказки. Ее истории ничего общего не имеют с мистикой, они происходят среди людей, в самой обычной жизни, прямо посреди бела дня, в нескольких шагах от привычной городской жизни, но только рассказаны все эти истории с такой добротой, занимательностью, юмором, что их хочется перечитывать даже взрослым.

Астрид Линдгрен не раз повторяла:

Не хочу писать для взрослых!
Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства. А детство ее оказалось счастливым и ощущение счастья связано было прежде всего с родителями.
В 1957 году Линдгрен стала первым детским писателем, получившим премию шведского государства за литературные достижения. На Астрид обрушилось такое количество наград и премий, что перечислить их все просто невозможно. Среди самых главных: премия имени Ганса Христиана Андерсена, которую называют "малой Нобелевской", премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО и различных правительств, Серебряный Медведь (за фильм "Ронни - дочь разбойника"), Международной Золотой медали Льва Толстого и др.

Линдгрен часто говорила о том, что в детстве они с братом и сестрами воспринимали игру настолько серьезно, что раз чуть было не доигрались до смерти. Игры детей из Неса бывали не только веселыми и озорными, а иногда и опасными. Это замечательно отражено в очаровательной дилогии писательницу "Дети с улицы Бузотеров"(1958) и "Лотта с улицы Бузотеров" (1961). Эти повести по словам шведского критика, охватывают целую жизнь, которая едва ли могла быть нарисована более сердечно и весело. Веселая, грустная и по-своему глубокая диология о детях с улицы Бузотеров, по мнению шведской критики, "проглатывается, как в детстве вкусный бутерброд с икрой... очаровывает своей непосредственностью и добротой".

С начала 70-х годов написанные ею книги неизменно возглавляют список самых популярных произведений для детей. Ее произведения, повествующие о Пеппи Длинный Чулок, Эмиле из Леннеберги, Малыше и Карлсоне, изданы на 58 языках. Подсчитано, что если весь тираж книг Астрид Линдгрен поставить в вертикальную стопку, то она в 175 раз будет выше Эйфелевой башни.

Книги заложили традицию совершенно новой детской литературы, порывающей с привычными для этого жанра нравоучениями и сентиментальностью.

"Я думаю, - говорит Астрид Линдгрен, - что дети во всех странах очень похожи друг на друга. Очевидно, мне удалось уловить что-то важное в детской душе, и поэтому дети узнают себя в моих книгах. Они пишут мне: "У тебя получается". Они верят мне".

Кандидатура скончавшейся 28 января 2002 шведской детской писательницы Астрид Линдгрен посмертно выдвинута на Нобелевскую премию мира.



Понравилось - репост: