Анна Болейн: путь к престолу (1500-1533 гг.)

Анна Болейн: путь к престолу (1500-1533 гг.)

История жизни некоторых людей удивительным и порою немыслимым образом тесно переплетается с другими судьбами, крутыми поворотами в истории целой страны. Биография Анны Болейн является одним из таких примеров.

Основной проблемой, на которую необходимо найти ответ, является определение истинной роли указанной исторической личности в судьбе королевы Екатерины Арагонской, Генриха VIII Тюдора и истории Британии первой половины XVI века. Для этого необходимо ответить на вопрос: Кто такая – Анна Болейн?

Для этого непосредственно обратимся к биографии Анны Болейн. В этом огромную помощь может оказать замечательная работа русского исследователя XIX века Кондратия Биркина «Временщики и фаворитки XVI, XVII, XVIII столетий» (в трёх книгах) опубликованная в 1870 году в Санкт-Петербурге и частично переизданная (без стилистической правки) московским издательством «Автор» в 1992 году. Данная работа незаслуженно малоизвестна и недостаточно изучена.

Оговоримся, что, по нашему глубокому убеждению, женщины типа Анны Болейн у добропорядочных и воспитанных людей во все времена не вызывали, не вызывают и никогда не будут вызывать положительных чувств, уважения или капли сострадания. Они вполне достойны презрения и могут служить лишь примером порока.

Анна Болейн (Болен, Булей (Boulain) – таким образом итальянцы и французы иногда искажают эту фамилию, которая была Болейн (Boleyn), так, по крайней мере, Анна писала ее своеручно, и мы не можем не признать этого неопровержимого исторического факта. В истории Анна известна благодаря своему беспрецедентному коварству и распутству, пожалуй самым большим её преступлением стали происки, глумление и расправа над Екатериной Арагонской, законной женой английского короля Генриха VIII Тюдора.



Итак, семейство Болейн, состоявшее из отца Фомы Болейн, матери (урожденной графини Норфолк), сына и двух дочерей, пользовалось незавидной репутацией. Мать и старшая дочь одно время при активном содействии сына и брата пользовались благосклонностью короля, хотя и непродолжительной. Младшая дочь, Анна (родившаяся в 1500 году) получила обычное для того времени и её положения образование и уже в четырнадцать лет сопровождала принцессу Марию, невесту Людовика XII, во Францию, где провела первые годы юности, меняя и госпож, и поклонников. После отъезда Марии в Англию Анна Болейн была принята фрейлиной к супруге короля Франциска I, Клавдии Французской; после ее смерти, в 1524 году, к его сестре, - герцогине Алансонской.

Как мы уже справедливо отмечали выше, по нашему мнению, Анна Болейн по праву принадлежит к одной из тех презренных женщин, которых «сама преисподняя посылает в семейства для разрушения согласия, для посева раздора и преступлений» (Биркин К. Временщики и фавориты XVI, XVII, XVIII столетий. – М.: «Автор», 1992, Т.1, с. 67). Это гнусное существо было прославленно романистами и оперными композиторами, признаваемая чуть не мученицей людьми сентиментальными, имеющими дурную привычку к каждой исторической личности, погибшей на эшафоте, относиться с каким-то ребяческим снисхождением. В дальнейшем эшафот был самым справедливым возмездием Анне Болейн - не столько за ее распутства (она была дочерью своего времени), сколько за ее недостойные происки для достижения престола, ее глумления над свергнутой Екатериной, за те позорные страницы, которыми она запятнала летописи Британии. Анна Болейн принадлежала к числу тех многих псевдогероинь, на которых потомство глядит с превратной точки зрения наперекор законам оптики, как на театральные декорации, издали чарующие зрение, а вблизи оказывающиеся грубо размалеванными кусками парусины.

Эшафот, на котором погибла Анна Болейн, мог примирить с ней ее современников, но суд потомков обязан быть беспристрастным. С кем вздумала соперничать и кого, благодаря своему беспрецедентному коварству, победила Анна Болейн? С дочерью короля, с законной женой своего государя; она победила честную, прекрасную женщину и верную жену. Она, будучи демоном в женском обличье, убила этого ангела и глумилась над могилой усопшей соперницы, наряжаясь в ее корону и путаясь в складках, еще не остывшей, с королевы сорванной порфиры. В наше время можно припомнить много примеров измены мужа, который, мирно и в согласии прожив со своей женой двадцать лет, меняет ее и всю семью на какую-нибудь горничную и, обзаведясь новым побочным семейством, делается рабом недавней служанки. Именно такая история произошла с Генрихом VIII и Анной Болейн. С его стороны главную роль играла чувственность, искусно разжигаемая притворным целомудрием; ее - самое утонченное кокетство, расчет и лукавство. Анна Болейн обольстила Генриха VIII маской стыдливости, невинности, придававшей ей вид женщины добродетельной, тогда как на самом деле Анна была исключительной развратницей. Нравственность двора того времени достаточно известна исследователям; мы не будем входить в гнусные подробности, но не можем не отметить, что из всех придворных едва ли могла найтись другая, чем Анна Болейн, которой бы так хорошо пошли в прок уроки кокетства и свободы нравов. Красавица удивляла своей наглостью самых отчаянных блудниц того времени, и молва о её «подвигах» немало обогатила устную хронику (сплетни) того времени. По прибытии в Англию Анна поступила в штат королевы Екатерины Арагонской (шёл 1527 год) и мгновенно преобразилась из прежней красавицы легкого поведения в примерную скромницу. Стыдливо потупленные глазки, румянец, появлявшийся на щеках при мужском взгляде или неосторожном слове, тихий, мелодичный голос очаровали Генриха VIII с первой же его встречи с новой фрейлиной, и он не замедлил с объяснением в полной уверенности, что Анна не будет с ним упрямее своей матери и старшей сестры. К совершенному удивлению и пущему обольщению короля, Анна отвечала ему суровым отказом, весьма основательными укорами и стереотипными нравоучениями, которых, заметим, истинно честная и невинная девушка и читать никогда не станет в ответ на страстное признание. Ослепленный король не сумел отличить этой поддельной добродетели от настоящей. Некоторые фразы Анны Болейн, например: "Я ваша верноподданная, государь, но не более..." или "Любить я могу и буду любить только мужа..." (Там же, с. 63) - вскружили королю голову окончательно, и он, тогда помышлявший уже о расторжении своего брака, решился приступить к осуществлению этого умысла и к покупке любви Анны Болейн ценой королевской короны.

Целых два года длилась интрига - безукоризненная, сначала совершенно платоническая, и в это же время Генрихом готовились необходимые документы для развода с законной супругой. Первый шаг к активной части процесса развода сделал всё тот же кардинал «a latere» Томас Уолси, предложил королеве самостоятельно удалиться в монастырь, так как её брак и сожительство с мужем противозаконны. Королева ответила резким отказом, а папа римский медлил с решительным ответом. 21 июня 1529 года произошло первое заседание суда над королевой. Ложные свидетели в числе 37 человек (почти все родные или клевреты Анны Болейн) обвинили Екатерину в нарушении супружеской верности, духовные лица упомянули о кровосмешении, так как она, будучи вдовой одного брата, вышла за другого; король и гражданские судьи сослались на его протест 1505 года, и общий говор принуждал королеву, сложив с себя свой сан, удалиться в монастырь. Безвинно позоримая, унижаемая, но еще не униженная, Екатерина Арагонская сказала со всем величием правоты, что она в течение двадцатилетнего супружества была верна супругу и государю и это он может подтвердить лично, а брак был разрешен святым отцом - папою именно потому, что она (Екатерина Арагонская) не разделяла ложа со старшим братом короля, и была чистой девственницей, со спокойной совестью пошедшей с ним (Генрихом VIII Тюдором) к святому алтарю. Также королева заявила, что отвечать согласием на предложение поступить в монастырь она не может до тех пор, пока не получит внятного ответа от родных из Испании и от его святейшества из Рима. На этом заседание было временно прервано. Большинство судей понимали, что данный судебный процесс противен как гражданским, так и законам Господа. Когда король объявил своему любимцу, другу и фавориту кардиналу Уолси о своем намерении жениться на Анне Болейн, кардинал, упав на колени, со слезами заклинал его не унижать так ужасно королевское достоинство и взять себе в супруги сестру французского короля или Ренату, дочь покойного Людовика XII. Этот протест сильно разозлил Генриха VIII и привёл в бешенство Анну Болейн.

Прелестная, грациозная Анна Болейн с яростью фурии потребовала изгнания всемогущего кардинала Уолси от всех его высоких должностей, предлагая на его место капеллана своего почтенного родителя, стараниями которого 23 мая 1533 года было вынесено решение суда и короля о разводе, лишения титула королевы и изгнании соперницы. Екатерина Арагонская умерла 6 января 1535 года в нищете и изгнании. Скажем лишь, что узнав о её смерти Генрих VIII плакал, впрочем, череда злодейства и минутное раскаяние о нём было чертой характера короля (вспомним смерть кардинала Уолси). Так закончилась жизнь почтенной королевы Екатерины Арагонской, а её печальная судьба навеки переплелась с судьбой провинциальной дворцовой блудницы Анны Болейн, ставшей на недолгое время королевой Англии, чтобы быть в свою очередь преданной, низложенной и казнённой (20 мая 1536 года, кстати, судьбу Анны разделили четыре её преданных поклонников) своей молодой соперницей красавицей Сеймур и некогда любимым мужем Генрихом VIII Тюдором. Впрочем, последний за семнадцать лет правления замучил и казнил семьдесят три тысячи восемьдесят семь человек.

Подводя итог нашему исследованию, отметим следующее.

Во-первых, в течение короткого времени заурядная провинциальная блудница лишила трона, оклеветала и убила законную жену короля Екатерину Арагонскую; лишила власти, сана и богатства самого влиятельного человека английского королевского двора и личного друга короля – кардинала Томаса Уолси; обольстила и отняла рассудок у самого короля Генриха VIII Тюдора; приблизила ко двору всю свою родню навеки удалив от короля многих преданных подданных; также её прихоти и интересы частично диктовали государственную политику английского двора в тот период. С другой стороны, союз Анны и Генриха VIII подарил миру одну из самых величественных правительниц – Елизавету I Английскую, чьё огромное историческое значение для судьбы Британии и Европы известно всем.

Во-вторых, приведённые в работе конкретные исторические примеры дают нам полное право утверждать о реальном влиянии Анны Болейн на судьбу конкретных людей (Генриха VIII Тюдора, Екатерины Арагонской, кардинала Томаса Уолси, Серея, Фокса и т.д.) и государственную политику Англии и ряда европейских государств исследуемого периода. Данное обстоятельство напрямую связано с определением места и роли фаворитов и фавориток в истории человечества. Всё это требует дополнительного профессионального исследования, которое позволит посмотреть на историю под совершенно новым углом научного зрения. Таким образом, рассмотренный в данной работе короткий сюжет является частью нового и актуального направления в современной исторической науке, изучающего роль, место и значение ЛЮБВИ ДЛЯ и В истории отдельного человека, семьи, народов или целых государств, а также факты использования этого благородного чувства в своих злонамеренных целях.

В-третьих, выбор XVI века, как времени для исследования, не случаен. Он обусловлен особенностью данного временного отрезка способствовать появлению фаворитов, фавориток и временщиков разных мастей в самых разных странах мира (Франциск I и графиня Шатобриан; Эдуард VI и Иоанна Грей; Карл IX и Екатерина Медичи; Мария Стюарт и Дарнлей; Елизавета I Английская и Роберт Дедлей; Сулейман II и Роксолана и т.п.). Причиной такого бурного расцвета данного явления лежит в зловещих и жестоких событиях происходивших значительно чаще, чем когда-нибудь ещё, в течении XVI столетия: частые войны, голод, разливы рек, землетрясения, явления комет, затмения, неурожаи, эпидемии, неоднократное ожидание Страшного суда, рождение Реформации, активизация Инквизиции и т.п.

В-четвёртых, история жизненного пути Анны Болейн представляет собой отличный пример, прекрасно иллюстрирующий подлинную историческую обстановку (события, нравы, быт, отношения и т.п.) XVI века, а следовательно, помогающий более полно, разносторонне и достоверно изучить эту интересную историческую эпоху.

Буканов Василий Александрович,
аспирант кафедры Всеобщей Истории
Нижегородского Государственного
Педагогического Университета.



Понравилось - репост: