Кто такой Дед Мороз

Кто такой Дед Мороз

Деда Мороза — добродушного и веселого волшебника любят — все.

Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз — это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза — Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне — Дем-ре, небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает — церковь Деда Мороза.

В Мире утверждают, что испарения, которые источает его гробница, могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.

Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой — три набитых золотом кошелька. Есть варианты легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага.



Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей, но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать — одаривал послушных и наказывать шалунов. Первым свидетельством такого рода, известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.

Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это — неприятное время, т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо сладостей и трепку вместо игрушек. <...> Не прошло и часу, как святой появился чуть ли не во всех домах Голландии <...>. Дух веселья безраздельно царил в доме. Самое пламя — и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине <...>. Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали голоса <...>

Друг святой, приди к нам в гости!
Только с розгой не ходи!
Все приветствуем мы гостя,
И восторг у всех в груди!
А за то, в чем виноваты,
Побрани своих ребяток;
Мы поем, мы поем,
Наставлений скромно ждем!
О святой, приди к нам в гости,
В наш веселый дружный круг!
Все приветствуем мы гостя,
Всех ты радуешь, наш друг!
А подарки, просят дети,
Положи в корзины эти,
Мы поем, мы поем,
Принеси нам радость в дом!

Во время этого хора все взгляды, исполненные страха и нетерпеливого ожидания, были устремлены на полированную двустворчатую дверь. Но вот послышался громкий стук. Круг разомкнулся в одно мгновение.
Младшие дети со смешанным чувством ужаса и восторга прижались к коленям матери <...>. Стук послышался снова.

— Войдите, — негромко сказала хозяйка.
Дверь медленно открылась, и святой Николас в полном парадном облачении предстал перед своими почитателями".

Здесь святой впервые появляется в роли Деда Мороза.

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII и XVIII веках, привезли с собой предания о святом Николае. И когда появился новый Амстердам, одной из первых церквей, построенных переселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас или, как ее тогда называли, Синт Николас.

Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название — "Санта Клаус" — одно из англосаксонских имен святого Николая.

Современный Дед Мороз, или Санта Клаус, появился сравнительно недавно в США, дата его рождения известна с точностью до дней. Произошло это великое событие незадолго до Рождества 1822 г., как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса. Более чем в двадцати четверостишиях рассказывается о встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Почтенный святой принес мальчику подарки. В этой поэме Святой Николай начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимого для епископа. У Мура это жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым тугим брюшком, свидетельствующим о пристрастии к вкусной еде и трубке, которую он курил не переставая. В результате метаморфозы святой Николай слез с ослика и обзавелся восемью оленями. Теперь у него — мешок с подарками, он никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут взрослые и дети.

Клемент Мур не упустил ни одной существенной детали, относящейся к сказочным персонажам, которые радуют детей подарками, — тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.

У разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса. Во Франции, в департаменте Сона и Луара, существовал Дед Январь, и современный Дед Мороз сменил его только в 1915 г., а в Верхней Савойе был святой Шаланд, который "сдался" только в 1925 г.

В немецких сказках встречается очень характерный господин Ниманд — Никто. Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда что-нибудь ломали. Почему-то все эти обломки было принято складывать в камин. Отсюда, вероятно, и берет начало представление о таинственном посетителе, находящимся в сговоре с детьми и имеющим некоторое отношение к дымоходу.

Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) — личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе — Зиме. Впрочем, известен еще и одинокий, довольно взбалмошный Морозко. Чего стоил один его вопрос к замерзающей девушке: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?". И честный ответ — нет! — почему-то его раздражает. Был ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, неизвестно, так же, как нет и никаких сведений о его детях. А вот современному Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).

Снегурочка — милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод и путает солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей — злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья. Поэтичный образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов. В 1873 г. А. Н. Островский написал драму "Снегурочка. Весенняя сказка". В ней Снегурочка — холодное дитя Мороза и Весны — всей душой тянется к людям и любви, от которой она должна неизбежно погибнуть. А композитор Н. А. Римский-Корсаков пишет по этой драме в 1881 г. оперу "Снегурочка", с неизменным успехом идущую до настоящего времени на оперных сценах. Впрочем, современная Снегурочка весела и резва, и вполне соответствует своему жизнерадостному Деду.

Сейчас Святой Николай — Сайта Клаус — разъезжает на оленях по всем континентам. Теперь он живет не в Малой Азии, а на северном полюсе. Впрочем, это тоже предмет дискуссий. Однажды даже разгорелся спор между двумя скандинавскими странами о родине Деда Мороза. Туристы ведь тоже хотят побывать на подлинной дедморозовской земле.

Весьма своеобразны представления о Деде Морозе в Финляндии. Считается, что он живет на севере страны, в Рованиеми, и к нему принято под Новый год об-ращаться с письмами, содержащими различные просьбы. В современной Финляндии существует специальная служба для ответов от лица Деда Мороза, и это понятно, т. к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем. Впрочем, активно пишут Деду Морозу (или Санта-Клаусу) не только в Финляндии. Среди часто встречающихся вопросов — каким транспортом пользуется он, навещая землю? Задают и совсем житейские вопросы: женат ли Дед Мороз? Получает ли деньги за работу и сколько? Письма, как правило, направляются в саарское местечко Санта Николаус.

В России святителя Николая Чудотворца называли великим угодником Божьим.

Святой Николай всегда был одним из самых популярных и любимых святых, к чьей помощи и заступничеству прибегали во всякой беде, но особенно просили защиты его при путешествиях по водам. Николу называли "морским" и "мокрым". Рыбаки и моряки считают св. Николая своим покровителем. Он — покровитель всех "сирых и убогих". В его честь воздвигнуты монастыри и храмы. Всем известен, например, великолепный петербургский Никольский собор. В православных церквях чтут память Николая Чудотворца: 22(9) мая — Никола "вешний" — день перенесения мощей Николая в г. Бари (Италия) и 19(6) декабря — Никола "зимний", (см. далее — Когда наступит Новый год, История календаря).

А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращаются песни-просьбы детей: "Святой Василий, где ты — приходи, Святой Василий, счастье подари, исполни все мои желанья. Да будет славно Рождество. Я жду тебя, Святой Василий, из Каппадокии далекой, (Опять же, Малая Азия. — Прим. сост.) с Христом и с верой, с букварем. А из него узнаю я, где, мой Василий, родина твоя". Примерно так звучит в свободном переводе с греческого одна из колядок. И независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у всех Дедов Морозов есть два неоценимых качества — доброта и внимательность к людям. Ведь только доброта и внимание помогают сделать настоящий сказочный подарок к празднику.



Понравилось - репост:


Еще интересно почитать
Вождение в тумане: 5 советов, как избежать ДТП
25 января празднуют День Татьяны и День студента
Католические праздники
Антидоты: Всемирная история отравлений
Попроси людей убирать за собой мусор!
День компьютерщика (14 февраля)
Идеи подарков для Дня Святого Валентина
Идеи для подарка на Валентинов день
Как встретить Рождество согласно традициям?
День святого Валентина (День всех влюбленных) 14 февраля
Что подарить любимому на День Святого Валентина?
Старый Новый год
Встречаем год металлического белого кота
Трифон Зарезан — праздник виноградарей (14 февраля)
День святого мученика Трифона (14 февраля)
Техосмотр авто хотят отдать частникам: преимущества и опасности
Карьерный гороскоп на 2011 год
Как вычислить «себе стоимость» и как её изменить?
День святых Кирилла и Мефодия в католической церкви (14 февраля)
Гороскоп желаний на Новый 2011 год