Маркеры социальной компетентности

Маркеры социальной компетентности

Дарья Ефимова, бизнес-тренер, HR-консультант, рассказывает о простых и доступных способах оценить уровень социальной компетентности человека с помощью специальных маркеров еще до того, как вы начнете с ним работать.

Что такое социальная компетентность?

Социальная компетентность – это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей. Социальная компетентность предполагает:

* Знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях, принятых в данной среде (например, в бизнес-среде);
* Готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов;
* Умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами;
* Умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации.

Довольно часто я встречаюсь с людьми для разных проектов. Интерес тех, кто приходит, – быть в проекте, заработать и т.п., мой интерес – чтобы человек в проекте был.

Я созваниваюсь, описываю вкратце суть проекта, выявляю заинтересованность, согласовываю удобное для обеих сторон время встречи. При этом я всегда предупреждаю приглашенного, что все подробности и схему проезда отправлю ему по электронной почте в ближайшие 30 минут, и прошу его подтвердить получение данного сообщения.

Заинтересованный и настроенный на коммуникацию претендент говорит: «Да, конечно» или предупреждает: «Я смогу подтвердить, но только поздно вечером». Это хорошие признаки того, что коммуникация установлена и она взаимна. Как правило, с такими претендентами дальнейшее сотрудничество происходит довольно легко.

Направляя письмо со схемой проезда, я пишу напоминание-просьбу подтвердить получение сообщения и готовность к встрече.



Социально компетентные претенденты отвечают на письмо со схемой проезда сразу, в течение 2-3 часов или в то время, которое они обозначили как возможное для ответа во время телефонного разговора. Те, кто по каким-то причинам передумал, отвечают вежливым отказом, как правило, заблаговременно.

Маркеры невысокой социальной компетентности

Маркер – игнорирование или откладывание ответной коммуникации

Претендент не отвечает на письмо. В этом случае я перезваниваю и уточняю, получил ли он письмо. Как это ни удивительно, очень часто звучат ответы, что кандидат письмо получил. На вопрос: «Что Вам помешало подтвердить получение?», звучат ответы: «Я забыл», «Я не увидел просьбы подтвердить», «Я прочитал, но подтвердить не успел» и т.п. Очень часто представители этой категории соискателей не приходят на встречу или отказываются от собеседования, в лучшем случае предупредив об этом только в последний момент.

Кандидат отвечает на письмо за час, за 10 минут до встречи. И тут не играет особой роли, подтверждает ли он встречу или отказывается от нее, поскольку я, как второй участник, уже ничего изменить не могу (например, пригласить на это время другого специалиста).

Соискатель тянет с ответом, подтверждает встречу поздно (например, поздним вечером накануне или рано утром в день встречи).

Претендент не приходит на встречу и не перезванивает, не уведомляет об отказе от предложения.

Кандидат не подтверждает получение письма и приходит на встречу.

Как люди объясняют причины такого поведения.

Редко: внезапное плохое самочувствие или заболевание, неожиданные срочные задания и поручения начальства, аварии и внезапно возникшие сложные ситуации с близкими людьми.

Часто: «мне не подходит это предложение», «я передумал», «я получил другое предложение».

Конечно, человек может отказаться от предложения на любой стадии переговоров, но в контексте социальной компетентности важен не сам факт отказа, а каким образом это происходит.

Социально компетентный человек в состоянии:

* Сделать выбор, согласиться или отказаться от предложения, воспользовавшись своей интеллектуальной и волевой функцией;

* Найти способ разрешить сомнения или озвучить их, например, написав письмо или позвонив и задав интересующие вопросы;

* Информировать о своем выборе партнера по коммуникации с учетом не только своих, но и его интересов, например, заблаговременно, а не в последний момент.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:

* Не может сделать выбор, воспользовавшись собственной интеллектуальной и волевой функцией;

* Не находит социально приемлемых способов построить коммуникацию с тем, чтобы разрешить свои сомнения путем обсуждения их с партнером по коммуникации;

* Не информирует партнера по коммуникации о принятом решении, фактически, не завершая, а «убивая» коммуникацию, приняв за основу ее необязательность для себя.

Причины:

В основе такого рода поведения человека заложено его изначально двойственное отношение к предложению. Его охватывают сомнения, он колеблется, находится в амбивалентном состоянии. Возможно, ему что-то изначально не нравится или вызывает вопросы, или он ждет ответа по другим предложениям. Такого рода колебания и сомнения возникают в ситуации выбора, и это абсолютно нормально. Но при этом социально компетентный человек может разрешить эти сомнения путем их тщательного обдумывания или обсуждения с партнером по коммуникации. В любом случае, он проинформирует партнера о своем решении своевременно, с учетом и своих, и его интересов. Также причиной может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.

Маркер – перенос времени встречи

Претендент просит перенести встречу.

Социально компетентный человек:

* Попросит о переносе заблаговременно, до начала встречи;

* Объяснит причину переноса, и она будет достаточно серьезной; извинится, если попросил о переносе не заблаговременно;

* Предложит выбрать время для встречи удобное, прежде всего партнеру по коммуникации.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:

* Попросит о переносе встречи практически перед самым ее началом, может попросить перенести встречу и второй раз;

* Не объяснит причину;

* Будет в первую очередь предлагать свои варианты даты и времени переноса встречи.

Маркер – опоздание

Претендент опаздывает на встречу.

Социально компетентный человек:

* Предварительно рассчитает маршрут и сделает закладку по времени, чтобы быть вовремя;

* Перезвонит и предупредит о возможной задержке по времени, извинится, объяснив причину.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:

* Поедет на встречу, не предусмотрев возможные затруднения на маршруте;

* Не предупредит о возможной задержке;

* Не извинится и не объяснит причину опаздания своему визави.

Причины:

Возможными причинами такого поведения могут быть стремления партнера по коммуникации к доминированию, а также, уже описанное выше, двойственное отношение к предложению и неспособность разрешить эту двойственность. В этом случае причиной тоже может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.)

Маркер – чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации («картонная коммуникация»)

Есть категория людей, которые, наоборот, стараются максимально продемонстрировать свою ориентацию на ожидание партнера по коммуникации. Их поведение относительно коммуникативной ситуации выглядит как бы «картонным», несколько неживым. Например, откликаясь на письмо с приглашением, они пишут в ответ точно такой же зеркальный текст, копируя стиль и фразы, без привнесения каких-либо своих индивидуальных особенностей. На назначенную встречу они могут прийти минут за 30-45 до ее начала. Часто по нескольку раз перезванивают, предупреждая о возможной задержке или просто информируя, что они уже в пути. В случае малейшей оплошности долго рассыпаются в извинениях. Во время встречи их поведение и манера общения производит впечатление выученной.

Трудности при дальнейшем общении с такого рода претендентами, включенными в проект, могут заключаться в том, что они будут максимально полезными и подходящими участниками с одной стороны, и ни в коей мере не будут озвучивать собственные интересы и потребности – с другой. В какой-то момент времени у них возникнет ощущение, что их используют, и они могут достаточно внезапно покинуть проект.

Социально компетентный человек:

* Старается соблюдать баланс своих интересов и интересов партнеров по коммуникации;

* Умеет информировать окружающих о своих интересах и потребностях;

* Умеет выбрать подходящий момент времени и способ информирования коллег о своих интересах.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:

* Не умеет соблюдать баланс между своими интересами и интересами партнеров по коммуникации;

* Не умеет информировать коллег о своих интересах и потребностях;

* Не может выбрать подходящее время и способ информирования о своих интересах;

* Испытывает сложности, адаптируясь к новым ситуациям и обстоятельствам, где требуется создать новую модель поведения, а не пользоваться уже выученной.

Причины:

В основе такого рода проявлений лежит неуверенность в себе, низкая самооценка и невысокий уровень самоуважения.

Поскольку социальная компетентность является частью, надстройкой так называемой эмоциональной компетентности, то можно предположить, что и уровень эмоциональной компетентности (предполагающей понимание и управление собственными чувствами и умение понимать и влиять на чувства других людей) у лиц с недостаточной социальной компетентностью также будет невысоким.

И, наоборот, люди, обладающие хорошим уровнем эмоциональной компетентности, будут демонстрировать высокую социальную компетентность, быстро ориентируясь в новой среде и осваивая писаные и неписаные нормы принятых там взаимоотношений.

Что делать

Прежде всего, доверять собственным наблюдениям и внутренним ощущениям от контакта на всех его этапах. Понимать, что мелочей в коммуникации не бывает, обращать внимание на детали и нюансы, не стесняться задавать вопросы о причинах тех или иных отклонений в поведении партнера.

Автор: Дарья Ефимова



Понравилось - репост:


Еще интересно почитать
Как выбрать профессию? Выбираем будущую профессию после школы
Как воспользоваться помощью кадровых агентств при поиске работы
Сколько нужно иметь денег, чтобы чувствовать себя счастливо
Кто сказал, что копирайтинг – это несерьёзно?
Каким выгодным бизнесом заняться
Нужно ли учить английский людям солидного возраста?
Значение Семинаров и Тренингов
Почему в офисе сплетничают?
Как сделать контекстную рекламу более эффективной?
На охоту за работой!
Как провести маркетинг своих услуг и товаров
Ищем работу: Оценка себя как профессионала
Как сократить расходы, не сокращая штат
Маленькие радости длиннющего рабочего дня
Как покупается бизнес или доля в бизнесе
Непотопляемые вакансии
Интернет. Способы заработать
Как заработать на выращивании зелени в домашних условиях
Как добиться поставленной цели? Десять эффективных шагов
Менеджмент. Что такое менеджмент?