Её называли "режиссёром дьявола". Её презирали, припоминая её первые картины, где она выступает в виде фривольно одетой танцовщицы, и ненавидели за работы, создавшие ореол вокруг национал-социализма...
Актриса, режиссер, продюсер, сценарист, оператор. Лени (Берта Хелен Амали) Рифеншталь родилась в Берлине, в семье преуспевающего торговца сантехникой. Решив стать танцовщицей, она в тайне от отца стала брать уроки танцев, затем училась балету в Берлинской школе искусств, упорно занималась вошедшим тогда в моду "экспрессионистским танцем". Вместе с Мэри Вигман Рифеншталь участвовала в балетных постановках, а в неполные двадцать лет выступала в европейском турне с сольной программой. Однако травма колена поставила крест на карьере танцовщицы, и Лени Рифеншталь благодаря знакомству с режиссером Арнольдом Фанком стала сниматься в его "горных" фильмах, самым заметным из которых стал "Белый ад Питц-Палю" (1929). В 1932 году состоялся и режиссерский дебют Лени Рифеншталь - она поставила фильм "Голубой свет", причем сама сыграла в нем главную роль, была его продюсером, монтажером и соавтором сценария. Однако всемирную известность режиссеру принесли документальные картины, созданные в нацистской Германии в 1930-х годах. В 1934 году Лени Рифеншталь было поручено снять фильм об очередном съезде нацистской партии в Нюрнберге. В ее распоряжение было предоставлено 30 камер (причем часть из них была закреплена на флагштоках и дирижаблях), 36 операторов, около 80 помощников. Отличающийся незаурядным зрелищным рядом и технической новизной, "Триумф воли" (1934) сразу стал парадоксальным сочетанием выдающегося художественного мастерства и совершенного образчика пропаганды. В том же стиле был снят и другой документальный фильм Рифеншталь, занявший заметное место в истории кинематографа: двухчастевая "Олимпия" (1938) - картина о Берлинской Олимпиаде 1936 года. При создании фильма был применен целый ряд новых технических приемов, вошедших позже в арсенал кинодокументалистов. "Олимпия" стала настоящим гимном красоте и выразительности человеческого тела. Свой следующий художественный фильм, "Долину" (1943), Лени Рифеншталь сумела завершить только через три года после начала съемок. После падения рейха, обвиненная в пособничестве фашистскому режиму, она несколько лет провела в заключении. И хотя суд признал ее всего лишь "попутчицей" фашистов, после освобождения ей так и не удалось поставить ни одного игрового фильма. В 1956 году Рифеншталь отправилась в Африку, снимать в Кении и Уганду документальный фильм "Черный груз" о современной работорговле, но попала в тяжелую автокатастрофу и работа была прекращена. В Африку она вернулась в 1961 году - в Судане фотографировала чернокожих нубийцев из племен масаки и као. Началась новая карьера - популярного фотографа. Она делает портретные снимки Энди Уорхолла и Мика Джаггера, публикует фотоальбомы, участвует в выставках. В 72 года Лени Рифеншталь увлеклась подводным плаванием, совершив впоследствии более двух тысяч погружений. Она опубликовала фотоальбом "Коралловые сады", по материалам подводных съемок смонтировала документальный фильм "Впечатления под водой". Уникальная жизнь необычной женщины завершилась в ночь с 8 на 9 сентября 2003 года - на 102 году жизни Лени Рифеншталь скончалась во сне в своем доме в городке Пекинг под Мюнхеном.
|
|