Роль кыргызской женщины и семьи в воспитании толерантности.

Роль кыргызской женщины и семьи в воспитании толерантности.

Кыргызский народ смог сохранить свою культуру, традиции язык, целостность на протяжении тысячелетий проявляя толерантность. Это черта воспитывается в народе веками, тысячелетиями являясь показателем не только мудрости и терпимости но и указывая на древние корни этого народа. Лишь народ прошедший через горе и страдания, лишения и унижения, испытавший взлет и падение в своей истории способен на мир, окружающую среду, на жизнь и взаимоотношения людей смотреть с таким глубоким философским смыслом.

Для воспитания толерантности в обществе необходимо воспитание проводить с детства. В кыргызской семье в воспитании детей основная роль принадлежит женщине. От ее степени образованности, духовного, нравственного потенциала зависит результат воспитательной деятельности. Чем больше женщин с высоким уровнем нравственного потенциала, то и в обществе, в свою очередь, формируется человек соответствующий высоким нравственным требованиям, с соответствующей культурой и поведением. Еще одна немаловажная деталь это применение воздействие женщинами в процессе воспитания на ребенка через народную мудрость, национальную культуру, использование национальных обычаев и традиций. Применение их в процессе воспитания – это не возврат к архаичности, а использование их во благо будущего, во благо общества. Как сказал в своем выступление на Иссык-Кульском форуме – 97 президент Кыргызской Республики А.Акаев повернувшись к миру с позиции открытости, мы не должны потерять чувство гордости за свою национальную культуру [Акаев 1997, c. 38].

В предшествующем социалистическом этапе развития были разрушены нити исторической преемственности поколений, была попытка лишить народ его исторической памяти.

В результате политических, экономических, этнических и т.д. процессов народные традиции, обычаи, устные предания относительно лучше сохранились в сельской местности, чем в городах республики.

Использование генетической памяти является одним из мощных стимуляторов, влияющих на сознание каждого отдельного члена общества.



Как известно у кыргызов передача новому поколению необходимой информации происходило через устное народное творчество, через пословицы, поговорки и т.д. Они передавались как закодированная информация, звучали как аксиома, не требующая доказательств.

Семья выступает основным каналом, ячейкой передающей информацию. Как показывают проведенные исследования в семье из-за своих психофизиологических особенностей женщине более свойственна: - толерантность чем мужчинам.

В кыргызской семье традиционное воспитание основывалась на любви и уважении к старшим, мужу, его друзьям и родственникам.

С малых лет учат детей уважать, старших братьев и сестер, обращаясь к ним не по имени а уважительно "бай аке", "аке", "эже" и т.д. Если не привить ребенку уважение к старшим в семье, то он не будет уважать и других. В кыргызской семье сильно развито чувство взаимоуважения, взаимопомощи. Как известно кыргызы всегда отличались многодетностью, но дети приучались труду, помогали младшим, заботились о них. Поступки старших братьев и сестер служили примером для подражания. "Какова старшая сестра, такова и младшая, каков старший брат, таков и младший".

Из народных приданий, для воспитания в молодежи чувства терпимости, уважения, великодушия, толерантности можно черпать бесконечное множество пословиц, преданий.

Воспитание не происходило голословно, на словах, – своим примером старшее поколение показывали образцы толерантного поведения, терпимости, взаимопонимания. Если по воле судьбы люди решили соединить свою судьбу, то народная мудрость учила уважать и принимать новых родственников, не смотря на социальное происхождение и материальное положение. "Уважай свата, даже если он раб". "Если братья в хороших отношениях – то много работы, если снохи то много еды" – утверждали кыргызы, тем самым призывая близких родственников к дружбе, согласию. Учили не критиковать, не делать ?ненужных замечаний людям: "Без плохого нет хорошего" т.е. в каждом человеке есть и хорошее и плохое, и их нужно воспринимать такими, какие они есть и быть терпимее.

В народе говорится: "Будешь терпелив – вперед продвинешься, будешь не терпелив – сойдешь на нет" – т.е. только терпимость приводит человека к гармонии и процветанию.

В кыргызской народной традиции сохранение "левирата" и "сорората" вызывает особый интерес. После смерти мужа, если остались дети, жена, то ее выдавали замуж за деверя. Если умирала жена, то муж женился на сестре жены. Эта традиция способствовала сохранению семьи, основного института общества. Учила философски относится к жизни, где даже после горя, потери близкого человека жизнь продолжается, оставшимся детям нужен отец и мать, только самый близкий человек может осиротевших детей полюбить, вырастить.

Народная мудрость хранит традицию уважительного отношения к возрасту человека, старикам. Как мы видим из практики, не взирая на знания, человек становится мудрее с годами, набираясь практического и жизненного опыта: "Карысы бардын ырысы бар". и т.д. Сохранились главное достоинство кыргызского народа – крепость семейных уз, взаимоуважение, уважение к старшим.

Основные черты кыргызского народа – великодушие, толерантность, заставляли кыргызов прощать своих врагов " Если в тебя кинули камень, ответь тому угощением". Эта пословица учит быть великодушным, а не обидчивым, злопамятным, отвечать на поступки людей, даже плохие, только добром. "Убийце твоего отца отдай в жены свою мать". Быть еще выше, выше смерти, обиды, горя сказать более доступно и созывать к терпимости чем в этой пословице наверное невозможно. Как видно, народная мудрость гласит не только прощать убийцу, причем убийцу самого близкого человека – отца, но и отдать в жены ему свою мать, тем самым породнится, т.е. стать близкими людьми.

Воспитание ребенка, принадлежащей к определенному этносу, с раннего детства должна проходить через воздействие наравне с общечеловеческой, национальной культуры. Привитие ребенку в семье отобранных, сложенных в еденное общечеловеческих ценностей без учета национальной традиций и особенностей не будет полноценным и не даст ожидаемого результата. В советское время этническое параметры человека оставались вне поля зрения, или о них говорилось лишь о чем-то внешнем и остаточном. В социальном плане это привело к снижению или утрате нравственного влияния национальных традиций, обычаев, нравов на воспитание.

Современные кыргызские женщины в воспитании детей должны в полном объеме использовать весь спектр национальных традиций, обычаев, всю накопленную тысячелетиями народную мудрость и передавать в вооружение ее будущему поколению.

Родители в своих детях воспитывая чувство толерантности должны следить за тем, чтобы это чувство не перешла в равнодушие, безразличие может привести к терпимости фашизма, расизма, национализма. Нельзя быть терпимым к бедности, нельзя равнодушно проходить мимо чужого несчастья, нельзя быть нейтральным к злу. Толерантность должна формировать социальную ответственность человека.



Понравилось - репост: