Как праздновали Рождество и святки на Руси.

Как праздновали Рождество и святки на Руси.

Чем ближе эти дни, тем больше чувство ощущения праздника, которого ждали целый год.

Но прелесть таится не только в самом празднике и в подготовке к нему. Ведь новогодние праздники это не один день! Это и католическое Рождество (25 декабря), и сам Новый Год, и православное Рождество (7 января), и Старый Новый Год (14 января). И каждый из этих дней может быть заполнен веселыми развлечениями.

Христианство пришло к нам в X веке из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской культурой, дало исключительно своеобразное явление. Некоторые христианские святые и библейские пророки в сознании славян приобрели черты и функции древних племенных богов, благодаря чему многие языческие празднества, ставши христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости.

Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю). У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — "Коляда" стал как бы открывать череду Рождественских праздников (с 7 по 17 января), которая называлась "Святки".

Вечер под Рождество назывался Сочельником — от слова "сочиво", что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы. Сдабривали сочиво и взвар сухофруктами, а еще добавляли мед, патоку. Ставили под образа на сено, как дар нарождающемуся Спасителю. До первой звезды не ели. Шли на Всенощную в храм. Крестьянин приносил домой охапку сена, которое торжественно складывалось на лавку в "красном угле". Рядом укладывали сноп необмолоченной ржи или пшеницы и кутью — специальную кашу из пшеничных зерен и ячменя. Когда-то это был дар богу Велесу, а со временем, потеряв языческий смысл, стал восприниматься как символическое изображение Рождества Христова.



Разговлялись после Рождественского поста за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были и поросята со всякими добавками и начинками, и пироги, и прочие лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким — готовься к недороду. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста: "В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным".

Это сведения по Архангельской губернии, но практически то же самое с незначительными местными вариациями зафиксировано и в других русских губерниях. В Подмосковье, к примеру, "в первый день Рождества печется ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде и дает скоту".

По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. "В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она несет кошель для пирожного сбора, предводительствует толпой и распоряжается дележом сбора".

Святки невозможно себе представить без колядок. По словам знаменитого историка Карамзина, Коляда был у язычников богом пиршеств и мира. Колядовщиков нельзя было не принять — еще и потому, что можно было услышать немало неприятного в свой адрес. Но праздничное настроение делало людей щедрыми, добрыми, гостеприимными и колядовщиков, как правило, обильно угощали.

Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

Заканчиваются святки с их весельем, гаданиями, ряжением Иорданью — водосвятием на Крещение. "Грешные и смелые люди считают своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле Иордани и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски".

Несколько недель, отделяющих Крещение от масленицы, назывались "мясоедом" и считались свадебными. В народном календаре выделяется неделя "всеядная", или "сплошная", названная так в силу того, что церковь разрешает употребление скоромной пищи в течение всей этой недели, даже в среду и пятницу — традиционные постные дни. Последняя неделя Рождественского мясоеда называлась "пестрой". Иногда погоду масленицы определяли по "пестрой" неделе: "Какова пестрая, такова и масляна". По церковному уставу в среду и пятницу на "пестрой" неделе полагается пост, то есть вводится пестрота — "мясоястие перемежается с постом".

Название недели, придуманное народом, было обусловлено церковными правилами. Закрепившись, название "потянуло" за собой комплекс значений, которыми наделено слово "пестрый" в русском языке, — ненадежный, неоднородный. Это привело к некоторым запретам, оценкам действий, совершаемых на данной неделе: "Пестрая" неделя считается не вполне счастливым временем, особенно для тех, кто вступает в брак, поэтому в эти дни старались не свататься, не венчаться.



Понравилось - репост: