Зарядись! Выбираем аккумулятор!

Зарядись! Выбираем аккумулятор!

Ноябрь выдался морозным, и потепления не ожидается. От последующих месяцев ждать майской погоды тоже бессмысленно. Это значит, что с утра кто-то из нас начнет ездить на работу на автобусе, потому что не смог завестись. А ведь как нелепо иметь автомобиль и не использовать его по прямому назначению. Для того чтобы не стать заложником традиционной сибирской зимы, мы готовим автомобиль к холодам. В этом номере будем продолжать эту тему и говорить об аккумуляторе, т.к. от него, в том числе, зависит успех запуска двигателя в морозы.

Существует три типа аккумуляторов: сурьмянистые, кальциевые и газо-гелевые.

Сурьмянистые аккумуляторы считаются полностью обслуживаемыми. Каждый автомобилист, у которого была ВАЗовская классика знает, что это за «батарейки». Слабые стороны сурьмянистых аккумуляторов хорошо известны. Прежде всего, это повышенный расход воды, вслед за которым следует быстрое разрушение пластин. Поэтому такому аккумулятору необходимо, по крайней мере, раз в год откручивать крышки и проверять в нем уровень воды. Если ее недостаточно и на ее поверхности проявились верхние края решетки, необходимо искать дистиллированную воду, а потом, вооружившись таким прибором как денсиметр (похож на клизму с встроенным поплавком), пускаться в домашние химические опыты. Главное перед началом вспомнить школьный курс физики, а именно ту его часть, которая рассказывает об опасности кислот. К слабым сторонам этих аккумуляторов также относится тот факт, что они обладают меньшим пусковым током, чем другие аккумуляторы аналогичного размера.

На сегодняшний день сурьмянистые технологии безнадежно устарели и используются совсем немногими странами. В их число входит и Россия. Сурьмянистые аккумуляторы простые, проверенные временем и хоть и не обладают суперпотребительскими качествами, но имеют один неоспоримый плюс, который привлекателен для многих, – низкая цена. Плюс такие аккумуляторы имеют высокую механическую прочность электродов, легко переносят глубокие разряды, их можно восстановить, даже если начался процесс сульфатации, они выдерживают более сильные циклические зарядно/разрядные нагрузки, прощают нестабильную работу электрооборудования автомобиля. Правда, подходят сурьмянистые аккумуляторы лишь к автомобилям отечественного произодства.



Второй тип аккумуляторов кальциевые аккумуляторы. Эти аккумуляторы не требуют доливки дистиллированной воды в процессе эксплуатации, обладают хорошей работоспособностью при низких температурах и требуют меньшего ухода, поэтому их еще называют «необслуживаемыми». Видимо, в связи с этим это самый популярный тип аккумуляторов в Красноярске и России вообще. Основные плюсы технологии кальциевых батарей следующие: расход воды сведен к минимуму, а значит, нет необходимости постоянно следить за уровнем электролита, электроды тоньше, а значит, легче, более высокие токовые характеристики за счет большего количества электродов.

Главным недостатком кальциевых батарей является то, что эти батареи боятся глубокого разряда, подходят только для автомобилей с исправной работой электрооборудования.

Напряжение в системе автомобиля должно быть 14 вольт. Это напряжение необходимо для того, чтобы аккумулятор был заряжен на 100 процентов. Российский ГОСТ допускает напряжение в сети автомобиля 13,8 вольт. При слабой мощности генераторов отечественных автомобилей и дополнительных нагрузках (печка, электровентилятор, световые приборы, музыка) напряжение в сети может быть в районе 13,6 вольт. Недостаток напряжения может негативно отразиться на работе аккумулятора. При отрицательных температурах и напряжении в сети автомобиля в 13,6 вольт аккумулятор будет заряжен всего лишь на 50-60%. Соответственно, он будет выдавать более низкий пусковой ток – крайне важный показатель для эффективного запуска двигателя в морозы.

Положительная особенность кальциевых аккумуляторов – низкий саморазряд. В условиях хранения, например, при температуре +20, обычный сурьмянистый аккумулятор в течение 30 дней разрядится на 30-50%, а кальциевый аккумулятор практически не разряжается вообще.

Зато кальциевые аккумуляторы очень чувствительны к глубокой разрядке, поэтому на всех гарантийных талонах написано, что запрещается разряжать кальциевый аккумулятор более, чем на 50%, иначе это будет считаться нарушением правил эксплуатации и сопровождаться снятием аккумулятора с гарантии. Сурьмянистые аккумуляторы при степени разряженности в 90% можно восстановить путем зарядки за сутки, кальциевому же для этого понадобится в два раза больше времени.

Газо-гелевые аккумуляторы в России не распространены так широко как кальциевые, в то время как, например, в США они широко используются. Эти аккумуляторы выглядят несколько иначе, чем мы привыкли. Он закругленный, т.к. состоит из банок. В каждой банке такого аккумулятора находятся всего две пластины, свернутые в рулон, между ними стеклотканевая прокладка-изолятор, пропитанная кислотным гелем.

Преимущества у газо-гелевых аккумуляторов такие: в них нет жидкости, поэтому они могут работать в любом положении, они не боятся повреждений корпуса, потому что оттуда нечему вытекать. Эти аккумуляторы очень быстро восстанавливаются после разрядки, отличаются большим пусковым током – в полтора раза выше обычных, но они достаточно дороги: цена примерно в 2,5 раза выше, чем у стандартных. Эти аккумуляторы очень популярны у любителей мощной акустики.

Иномарки в России

Что касается иностранных автомобилей, то аккумуляторы для них, которые можно купить в Красноярске, в большинстве своем производятся в Южной Корее. В большинстве своем они полностью соответствуют японским, европейским и американским стандартам. Но есть некоторые особенности. Зачастую эти стандарты предусматривают эксплуатацию автомобиля в условиях, где отсутствует низкотемпературный запуск, часто отсутствует дополнительное оборудование в виде мощных сигнализаций, дополнительной музыки. Емкости в 40 Ампер/часов может с лихвой хватить в Японии, в России же зимой с таким аккумулятором могут возникнуть серьезные проблемы, т.к. при отрицательных температурах емкость аккумулятора может сократиться в половину, и пускового тока не хватит для запуска двигателя.

Некоторые специалисты советуют ставить на иностранные автомобили аккумуляторы большего пускового тока и большей емкости. Но есть вероятность, что в таком случае генератор не сможет полностью заряжать новый аккумулятор, т.к. рассчитан на меньшие показатели. Если разница в емкостной характеристике в пределах 15 Ампер/часов, то генератор справится с этой более высокой нагрузкой. Например, генератор Toyota Vitz, объемом двигателя в 1л. при ежедневном пробеге в 70-100 км может полностью заряжать аккумулятор емкостью 60 А/ч.

Главное помнить, что при недозарядке срок службы аккумулятора уменьшается.

Новые автомобили, продающиеся у официальных дилеров обычно уже подготовлены к суровым российским зимам, и на них установлены аккумуляторы емкостью в 66 А/ч.

Как испортить аккумулятор

Все аккумуляторы одинаково боятся перезаряда и глубокой разрядки. В первом случае происходит интенсивное окисление, разрушение и осыпание материала положительных пластин, а во втором начинается оплывание пасты с отрицательных решеток. Перезаряд может наступить как на работающем автомобиле в случае неисправности электросистемы, так и при стационарной зарядке аккумулятора, когда вы не заметили, что он начал бурлить, интенсивно разлагая воду. Кальциевые и гибридные аккумуляторы в гораздо меньшей степени подвержены этой угрозе, потому что состав их свинца обеспечивает свойства своеобразной «самовыключаемости» - они перестают принимать ток, когда заряжены на 95-97 процентов.

Глубокая разрядка происходит чаще всего по вине электросистемы (неисправный генератор), по причине ослабленного ремня генератора, окисления многочисленных контактов, а также замыканий на корпус, когда ток идет не к батарее, а на нагревание окружающего воздуха всей массой автомобиля. Возникшие неполадки легко затенить по неожиданно появившимся проблемам пуска двигателя. Устраняются они стационарной зарядкой, а также поиском и устранением собственно причины потери тока.

Иногда в «утечке» тока виноваты неграмотные установщики сигнализаций, аудиосистем и т.п. Они не проверяют потерю тока в цепи, и возникает ситуация, когда человек купил новый автомобиль, поставил на него сигнализацию, звук, а через пару дней у него сел аккумулятор и машина не заводится.

При разрядке опасны не только долгосрочные последствия (разрушение отрицательных пластин). Вполне реально перейти за «границу восстанавливаемости» - 2 В, когда аккумулятор уже нельзя будет зарядить никакими зарядными устройствами. Другая ситуация более простая, но не менее опасная. Электролит разряженного аккумулятора стремится превратиться в обычную воду, а она, как известно, замерзает при минусовой температуре. Так вот, если заряженный аккумулятор вполне сносно переносит морозы, потому что серная кислота не замерзает, то в разряженном варианте он вполне может «рвануть», не выдержав очередной морозной ночи.

Когда менять?

Во всем мире аккумулятор – это расходный материал как фильтры или масло, но некоторые российские автомобилисты относятся к нему иначе. Срок службы аккумулятора – вопрос непростой. Например, японский стандарт допускает ресурс на любые аккумуляторы – 40 000 км пробега или 2 года, опять же при их, японских условиях. Если говорить о России, то сроки службы лучше измерять не пробегом, а зимами. Не стоит пытаться продлить аккумулятору жизнь, если он уже отработал свое – просто замените его на новый.

Сибирское Агенство Новостей



Понравилось - репост: