«Украина криминальная» продолжает народно - журналистское расследование о мошенничестве и воровстве в супермаркетах столицы. Мы уже рассказывали о том, как киевлян обвешивают и обсчитывают недобросовестные продавцы и кассиры. Сегодня речь пойдет о том, как из камер хранения у покупателей исчезают вещи, а администрация супермаркетов при этом «умывает руки».
Без вины виноватая Наша читательница Виктория Полякова рассказала о неприятном инциденте, который произошел с ней 19 сентября 2005 года в супермаркете «Новый» (проспект Воссоединения, 1) фирмы «Хортица-2000». Купив половину задуманного, девушка, как примерный гражданин, решила сдать вещи в камеру хранения под ключ, а сама в это время ушла поменять доллары на гривны, чтобы потом продолжить шопинг. Возвратившись через 10-15 минут, она обнаружила пустую камеру. Естественно, сразу же пошла разыскивать начальника охраны супермаркета, чтобы помогли вернуть украденное. Главный секьюрити супермаркета по фамилия Бойчура посоветовал девушке не морочить ему голову и вообще засомневался, что она тут что-то оставляла. Татьяну до глубины души возмутило хамство начальника охраны. И она потребовала книгу жалоб. Наконец, после разговора с администратором, состоявшемся лишь через час после пропажи вещей, был составлен акт. На удивление девушки, на следующий день утром, когда она перезвонила в супермаркет «Новый», там ответили, что можно прийти и забрать пропавшие вещи. Татьяна на всякий случай прихватила с собой свидетеля. Однако, пройти в подсобку для осмотра найденных вещей разрешили лишь потерпевшей. Это был сигнал, что приключения бедной девушки не заканчиваются. Опять появился начальник охраны Бойчура и начал «давить» на Татьяну. Мол, сама не помнит, где оставила вещи, ключ – не от той ячейки и т.д. И тут же секьюрити предложил написать отказ от претензий. Когда девушка отказалась, тогда Бойчура достал из пакета девушки чужую барсетку и начал кричать, что вызовет милицию, что она воровка и прочую чепуху.
В конце концов, Татьяна вырвалась из «застенков» супермаркета «Новый» с твердым убеждением – никогда больше сюда не приходить и, тем более, ни в коем случае не оставлять в магазинных камерах хранения свои вещи. Что плохо лежит По мнению самой Татьяны, она совершила единственную ошибку, когда оставила вещи и вышла из магазина на улицу. Скорее всего, охранник, увидев, что покупательница вышла, подумал, что та удалилась «насовсем» и забыла свою поклажу. Чем не стимул для нечистых на руку работников супермаркета? Чаще всего так и происходит. Если граждане забывают в магазинах свои вещи, те становятся добычей сотрудников магазина. Татьяне повезло, потому что она подняла шум, который был не нужен администрации супермаркета. Не дай Бог, началось бы разбирательство с участием правоохранительных органов, появился бы еще с десяток таких же потерпевших, которые ранее предпочли тихо промолчать и не устраивать скандалов. Аналогичный случай произошел несколько лет назад и в супермаркете «Сильпо» (на Оболони). Беспечный киевлянин оставил камере хранения сумочку с документами и 4,5 тысяч долларов США. Когда он вернулся за своими вещами, естественно, в ячейке их уже не оказалось. Покупатель обратился к администратору и написал заявление в милицию. Ранним утром следующего дня менеджеры «Сильпо» торжественно вручили мужчине сумочку вместе с деньгами до последнего цента. Каким-то чудом она оказалась в другой ячейке. Покупатель долго благодарил администрацию супермаркета. Хотя, на его месте, следовало бы задаться парой вопросов: каким волшебным способом вещи телепортировались в другую камеру и, даже, если клиент перепутал ячейки, почему один и тот же ключ подошел к разным замкам? Одни ключом – в две ячейки О том, насколько «надежны» замки в камерах хранения в супермаркетах поведал «УК» еще один наш читатель. Скупившись, он вернулся к ячейкам и по ошибке засунул ключ в замок на соседней дверке. Каково же было его изумления, когда ключ идеально подошел еще к паре замков. Парень обратился к охраннику, который околачивался рядом, но следил не столько за порядком, а за тем, как дети таскали мягкие игрушки из игрового автомата. Реакция охранника поразила нашего читателя. Он ухмыльнулся и ответил, что воровать в камерах хранения все равно нечего. Мол, ценные вещи люди не оставляют (интересно, откуда он это знает?), а бомжей и попрошаек в торговый зал не пускают. Что касается «универсальности» ключа к разным замкам ячеек хранения, то, по его словам, у супермаркета хватает денег только на «китайский ширпотреб». Появятся средства – поменяют простые замки на более дорогую модель. Наш читатель оказался в еще более глубоком трансе, когда узнал, что многие ключи от камер хранения «одалживает» шпана, делает дубликаты, и потом втихую таскает чужие вещи. Как на это реагирует охрана супермаркета? Никак. На стене ведь висит табличка: «Администрация ответственности за сохранность вещей не несет». Это проблема самих покупателей. Навязанная услуга Резонно возникает вопрос: а обязательно ли вообще сдавать свои вещи в камеру, которая нередко открывается буквально ногтем? Ведь магазин не может навязать эту услугу насильно. Законом Украины «О защите прав потребителей» и «Порядком ведения торговой деятельности и правилами торгового обслуживания населения», утвержденным постановлением Кабинета министров Украины №108 от 8 февраля 1995 года, не предусмотрено положение об обязательной сдаче вещей покупателями в камеры хранения магазина во время совершения покупок. То есть, заставить вас положить вещи в ячейку никто не может! Это регулируется гражданским законодательством Украины. Ни в одном законе, защищающем права потребителя, не сказано, что последний не может ходить с собственной сумкой, где вздумается. Никто не имеет права заставить вас расстаться со своим багажом, даже если он размером с большой туристический рюкзак. Практика – в том числе и собственный опыт автора – показывает, что и самый самодовольный охранник пасует, когда покупатель не желает оставлять сумку и спрашивает, готов ли «секьюрити» открыть собственный карман, если потом окажется, что из сумки пропало что-то ценное. Если же вас все же не пускают в магазин с багажом, следуя неким внутренним предписаниям безопасности, тогда администрация супермаркета несет полную ответственность за сохранность ваших вещей! Что подтверждается выдачей номерного жетона, ключика с номером или другого знака, который свидетельствует о принятии вещи на сохранение (ст. 937 Гражданского кодекса Украины). В соответствии со статьей 942 ГКУ, сохраняющая сторона обязана принять все меры, установленные договором, законом или другими актами гражданского права, для сохранения вашего имущества. Если вещь отдается на сохранение бесплатно, то сотрудники магазина обязаны заботится о ней, как о своей собственной (ч.2 ст.942 ГКУ)! В статьях 950-951 Гражданского кодекса предусмотрена ответственность сохраняющей стороны (супермаркета) в случае утери или повреждения ваших вещей. Если вещь была утеряна (украдена), магазин должен возместить убытки в размере ее стоимости. Однако, по словам юристов, даже если вы будете правы на 100%, доказать что-то в наших судах очень трудно. Это будет, как минимум, чрезвычайно накладно, а действенно – лишь в случае потери чего-то в самом деле очень ценного. Справка «УК». В большинстве европейских стран, где супермаркеты существуют не один десяток лет, разумеется, тоже существует проблема воровства, но риск не найти оставленные вещи там куда меньше. Например, в Англии покупатели заходят в магазин свободно прямо с сумками – там полностью доверяют системам видеонаблюдения. Во Франции в камерах хранения применяются электронные замки, которые вскрыть в принципе невозможно, однако чаще оклеивают сумки целлофаном. В некоторых киевских супермаркетах эта практика, кстати, уже успешно применяется, и там, как говорят специалисты, воруют поменьше. Ключевое «вымогательство» Если у вас украли сумку из камеры хранения, вы пройдете семь кругов ада, пока возместите утраченное. А вот если вы потеряли номерок, магазин возьмет с вас сполна. В некоторых магазинах около стеллажа с ячейками, в которые покупателям велят сдавать багаж, даже висят грозные предупреждения об этом. По словам юристов, на сегодняшний день не существует нормативных документов, запрещающих организациям устанавливать плату за потерянный номерок от камеры хранения или гардероба. Однако, объявления о штрафах правомочны только в том случае, если это прописано во внутренних инструкциях заведения. По сути, номерок является имуществом организации, и она вправе оценить убытки от его потери. При этом размер компенсации за утраченный номерок должен быть установлен в разумных пределах. Однако, похоже, в киевских супермаркетах разумность этих пределов зависит от фантазии (или наглости) их владельцев. Борьба с терроризмом или с покупателями? Недавние взрывы в харьковских супермаркетах «ЮСИ» и «Сильпо» доказали, что камеры хранения могут стать угрозой жизни для самих сотрудников супермаркетов. Менеджеры корпорации «Фоззи-групп» пообещали усилить систему безопасности и контроля. Однако удивляют методы, к которым собираются прибегнуть охранники супермаркетов. Теперь к любому покупателю может подойти секьюрити с просьбой разрешить «обшманать» сумку. Что, кстати, еще более противозаконно, чем требование оставить вещи в камере хранения. Максим Галич, специально для «УК»
|
|