Распределение трудовых обязанностей в семье

Любой конкретный труд в рамках домашнего хозяйства бывает приятным или постылым, творческим или рутинным, лёгким или тяжёлым.

Этот труд ежедневно отнимает у семьи от 3 до 5 часов, которые можно было бы использовать для отдыха, творческих занятий и культурно-познавательной деятельности. Вот почему так актуален вопрос: как освободить семью от стирки, глажения, уборки, приготовления пищи и т. п.— основных и неизбежных дел по дому? Для этого есть несколько путей.

Первый и, вероятно, главный — передача основной части домашнего труда в сферу общественно-бытового обслуживания. Пока же большинство домашних дел не может быть полностью переложено на эту сферу из-за недостаточного уровня её организации (по подсчётам экономистов только 5 % времени, затрачиваемого на ведение домашнего хозяйства, может быть восполнено сегодня за счёт учреждений сферы услуг). Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы предусматривает увеличение объёма реализации бытовых услуг в ближайшем пятилетии не менее чем на 40 %, а к 2000 году — в 2,5 раза.

Второй путь — механизация домашнего хозяйства, передача ручного труда машинам. В той же Комплексной программе особое внимание обращено на увеличение выпуска бытовой техники, облегчающей и упрощающей домашний труд.

Третий путь — разумное планирование и чёткая организация домашних работ.

И четвёртый путь — вовлечение в домашние работы всех членов семьи. При этом каждой семье следует искать свой стиль хозяйствования, своё разделение работ и забот.

Планирование и организация домашней работы. Каждый член семьи должен уметь хозяйствовать или учиться основам домашнего хозяйства. Ошибочно считать, что знания и умения в этой области появятся в любой нужный нам момент. Следует настойчиво постигать искусство домоводства, правильной организации труда во всех областях семейной жизни. Время, потраченное на обучение этому делу, как свидетельствует практика, окупается с лихвой. Что же представляют собой домашние работы? По мнению специалистов, это прежде всего: самообслуживание, уход за жильём, хозяйственным инвентарём, обслуживание других членов семьи.



Как рационально организовать хозяйственную деятельность семьи? Так, при распределении нагрузок и установлении объёма выполняемых хозяйственных дел лучше исходить из состояния здоровья и загруженности каждого члена семьи. Необходимо учитывать и такие обстоятельства, как состав семьи (наличие детей и лиц, требующих ухода), материальные и жилищные условия, профессию членов семьи. Например, одна и та же по тяжести нагрузка у одного члена семьи может быть относительно (то есть по сравнению с другими членами семьи) лёгкой или трудной. И если высвобождение одного из них происходит с общего согласия и одобрения, то неравномерность нагрузки по ведению домашнего хозяйства не вызывает в этом случае напряжения во взаимоотношениях. Важное значение имеют и субъективные факторы, в качестве которых могут выступать личные вкусы, интересы отдельных членов семьи, готовность к взаимопомощи или отказ от неё.

Среди домашних дел есть, разумеется, такие, которые больше соответствуют мужским склонностям (ремонт электрооборудования, квартиры, починка мебели) или женским. Женщины, как известно, терпеливее, чем мужчины, и многие из них охотнее делают однообразную, но спокойную работу. Но какое-либо определённое отношение к большинству домашних дел ни в мужской, ни в женской психологии не заложено. Иногда даже дела, ставшие привычными для женщин, больше подходят мужчинам. Для мытья полов, например, больше, чем аккуратность (свойство, которое более развито у женщин), нужна сила, поэтому мыть полы мужчине легче; то же касается и мытья окон, и выбивания ковров, дорожек и т. п. Кстати, очень важно, чтобы разделение труда не разделяло, а, наоборот, сближало супругов, помогало, а не мешало их общению. В этом смысле полная и безоговорочная специализация менее благоприятна, так как нарушает в определённых случаях гармонию взаимоотношений и взаимопонимания.

Существенное значение имеет и наличие в семье бытовой техники, которая значительно облегчает выполнение домашних работ и способствует перераспределению обязанностей между членами семьи (отдельные операции мужчина нередко полностью принимает на себя, чаще практикуется совместная работа и т. д.). Благодаря бытовой технике некоторые домашние работы, трудоёмкие и грязные (уборка квартиры пылесосом, стирка на стиральной машине), становятся более доступными и необременительными.

Необходимо помнить, что разумное планирование предполагает и такое чередование домашних занятий, при котором одно не мешало бы другому. Поэтому нецелесообразно на один и тот же день планировать дела, требующие больших физических усилий, такие, как мытьё окон, полов, стирку и большие покупки. По данным английских учёных, только стирка и развешивание белья требуют больше энергии, чем работа на тракторе (за одно и то же время), мытьё окон — больше, чем вождение автомашины, а трата энергии за 1 час глажения белья равна энергетическим тратам каменщика. Очевидно, супругам лучше один день посвятить мытью окон, другой — стирке, третий — уборке квартиры и т. д.

Полезно, конечно, заранее прикинуть в уме объём работ на день, составить список на неделю, по возможности — на месяц, квартал. Это помогает ориентироваться во всём объёме обязанностей.

Пока не приобретён собственный опыт хозяйствования, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

В доме постоянно должен быть небольшой, хотя бы недельный, запас продуктов (соль, сахар, мука, крупы и др.). Быстро приготовить пищу помогут концентраты, замороженные овощи и фрукты.

Стирать надо часто, но понемногу. Крупные вещи (постельное бельё и др.) удобнее сдавать в прачечную, мелкие (чулки, носки, нательное бельё и др.) желательно стирать сразу после вечернего туалета, каждому после себя.

Для починки белья и ремонта одежды достаточно одного вечера в неделю, если не допускать больших повреждений и не откладывать эту работу на потом.

Поддерживать порядок в доме (подметать и подтирать полы, вытирать пыль, поливать цветы) лучше ежедневно или через день.

Много времени обычно отнимает генеральная уборка, во время которой моют окна, очищают от пыли стены, протирают книги, натирают полы и т. д. Но при ежемесячной и тщательной уборке и ежедневном поддержании порядка квартира всегда будет сверкать чистотой.

К порядку надо приучать себя с первого дня семейной жизни. И тогда домашнее хозяйство обязательно станет для молодых супругов школой нравственности, взаимной помощи, преодоления житейских трудностей.

Основные типы ведения домашнего хозяйства. Социологи называют несколько типов ведения домашнего хозяйства, наиболее присущих современной семье.

Широкое распространение имеет переходный (от консервативного к коллективному) тип хозяйствования. Он характерен тем, что домашние дела ведёт в основном жена, а муж ей помогает в этом. Так, очевидно, происходит или за счёт сложившихся традиций в этих семьях, или лее в силу большей занятости мужа в сфере общественного производства. По мнению женщин, помощь, оказываемая им мужьями, как правило, весьма существенна и поэтому такая расстановка сил в хозяйстве их вполне устраивает.

Времена, когда женщина совершенно естественно брала на себя весь домашний труд, фактически прошли. Нельзя не считаться с тем, что требования, выдвигаемые молодыми жёнами своим мужьям, сегодня несколько иные, чем, скажем, 30 лет назад. Сейчас женщины, за редким исключением, не снимают с, себя ответственности за материальное обеспечение семьи и в то же время ждут и от мужей посильной помощи в домашних делах. Однако, как бы наперекор духу времени, нашей морали в некоторых семьях продолжает существовать патриархальный (или консервативный) тип хозяйствования, эксплуатирующий только женщин. Нельзя считать нормальным такое положение, когда мужчина не прикладывает в доме ни к чему руки, а женщина, напротив, имеет, как считают социологи, двойной рабочий день: один — на работе, другой — дома. Как установлено, продолжительность этого совокупного рабочего дня выходит за пределы физиологически приемлемого, и женщина, вынужденная жить в таком режиме, со временем становится нервной, раздражительной, быстро увядает. Голова её постоянно полна забот, душа — обид: из-за недостатка свободного времени, которое в основном у неё отнимает быт, многие радости жизни проходят мимо.

Может ли она в таких условиях считать себя счастливой? Отчасти, вероятно, да. Ведь иметь семью, заботиться о муже, детях, семейном очаге, создавать домашний уют — в этом во все времена заключалось одно из высоких предназначений женщины, её счастье. Хотя полнота и продолжительность этого счастья зависят, как известно, и от чувств супруга, его отношения к семье. Если он любит жену, то, безусловно, постарается помогать ей и часть домашних дел обязательно переложит на свои плечи.

Существует и такой тип отношений, когда одни члены семьи работают, учатся, а другие (это, как правило, родители или же бабушки, дедушки) обеспечивают обслуживание семьи, ведут хозяйство. Однако таких семей в настоящее время немного. Молодые семьи стремятся в основном к самостоятельности и раздельному от родителей проживанию. Это позволяет им проверить себя, избежать морального контроля и давления со стороны старших.

В условиях растущей демократизации семейных отношений широкое распространение получил коллективный способ ведения домашнего хозяйства, основанный на совместном трудовом вкладе мужа и жены. Уже сегодня значительная часть молодых супругов тяжёлые работы по дому выполняет сообща, неприятные — поочерёдно. Тем не менее этот тип ведения хозяйства существует скорее как оптимальная модель, которая пока ещё полностью не реализована в современной семейной жизни.

Существуют и другие типы хозяйствования, которые, однако, менее типичны для современной семьи. Молодые супруги вправе, конечно, выбрать для себя любой из существующих вариантов. Но если они по-настоящему любят друг друга, мечтают о семейном счастье и достойном воспитании своих детей, то должны придерживаться правила: делай работу, не ожидая, что её сделает кто-то другой. Естественно, что только взаимопомощь и любовь, доверие и уважение супругов друг к другу способствуют созданию нормального микроклимата и творческой трудовой атмосферы в семье.

Дети — наши помощники. Нередко приходится сталкиваться с таким суждением: в условиях современной (особенно городской) жизни потребность семьи в труде детей изживает себя, исчезает сфера возможного приложения их сил в семейном быту и этот процесс будет усиливаться по мере дальнейшего внедрения в быт техники и развития сферы обслуживания. Не придётся ли тогда придумывать для детей никому не нужную работу специально в воспитательных целях? Такие опасения напрасны. Социальный и научно-технический прогресс социалистического общества заметно изменил быт, уровень жизни и облик советской семьи. Но объективная потребность в посильной помощи родителям со стороны детей всегда была и остаётся, как бы ни изменялись содержание и форма этой помощи. Еще А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном отношении «труд-забота» намного важнее, чем «труд-работа». Поэтому нет и никогда не будет надобности придумывать специально для детей никому не нужную работу. Важно как можно раньше научить и приучить их заботиться об окружающих, трудиться на общую пользу.

Маленький человек (будущий семьянин) должен уметь обслуживать себя, поддерживать чистоту и порядок в своём игрушечном хозяйстве, в квартире и т. д. Первоначально ему надо показать, как это делать, и только потом требовать от него исполнительности и самостоятельности. Бросил игрушку — пусть поднимет её сам, насорил — пусть уберёт. Усердного ребёнка следует похвалить, ленивому, нерасторопному — ещё раз показать. Ребёнок, как известно, склонен верить и подчиняться слову старшего, способен подражать его примеру, но вместе с тем и проявлять самостоятельность, инициативу.

Радость труда В. А. Сухомлинский называл могучей воспитательной силой. Однако, по его словам, это очень нежный цветок, который расцветает, когда пролито много пота и приобретён знак трудолюбия — мозоли. Не случайно поэтому формирование трудовых умений и навыков, как бы просты они ни казались взрослым, на первых порах вызывает у детей чувство неуверенности в своих силах, быстрое утомление, неудовлетворённость качеством работы. Родителям важно запастись терпением, не раздражаться из-за медлительности сына или дочери и, конечно, своевременно замечать и поощрять их самостоятельность и творческое отношение к труду. Справедливая оценка будет создавать у ребёнка необходимый психологический настрой для последующего выполнения домашних работ. Разумеется, с возрастом спектр трудовых операций, выполняемых ребёнком, должен расширяться и усложняться, содержать в себе элементы творчества и осмысления того, что, как и зачем он делает. Однако следует помнить, что самостоятельность и творческий подход ребёнка к работе зависят и от доверия родителей.

В отношении ребёнка родителям желательно исходить из того, что польза от домашнего труда во много раз превышает его вред, детям скорее вредит не домашний труд, а его отсутствие, неучастие в делах семьи. Целесообразно создавать условия, в которых дети получают радость от труда. Это, к примеру, достигается через игру или посредством коллективного труда, умелого подбора удобного инструмента для работы, музыкального сопровождения работ и т. п. Включать детей в домашние работы желательно систематически, учитывая обязательно их возраст, состояние здоровья, настроение, индивидуальные особенности. Необходимо личным примером формировать у них позитивную установку на домашний труд.

Литература: Зубенко Л. А., Языкова В. С. Роль семьи в системе коммунистического воспитания. М., 1984; Мы и наша семья: Кн. для молодых супругов. 2 изд. М., 1985; Советы молодой паре. Мн., 1982; Сухая Т. Д. Книга современной хозяйки. 2 изд. Кишинёв, 1984.



Понравилось - репост: