Почему мы меняемся?

Почему мы меняемся?

Однажды, в марте 1902 года, мои прапрадед и прапрабабушка отправились в фотоателье Порошина на Знаменке. Там она села в обитое потертой кожей кресло, он встал за ее спиной, и оба стали сосредоточенно смотреть в окошко похожего на паровоз фотографического аппарата. Такими они и остались для нас. Если бы не старые фото, мы, возможно, так и не узнали бы, насколько сильно изменилось внешне человечество за последние сто лет. И если лица все же зависят от прически и грима, то таких фигур и такой осанки, как сто лет назад, сегодня не найдешь. Хотите узнать почему?

Люди меняются, и это факт неоспоримый. Мы меняемся потому, что это делает с нами природа, мы даже не замечаем того, что с нами происходит, потому что это незаметно глазу. Как вода точит камень, как по сантиметру в век подрастает сталактит в пещере, так по нескольку сантиметров за век прибавляет в росте и все человечество. И если бы в XIX веке врачи не начали измерять своих пациентов, а в 30-х годах ХХ века не сравнили бы эти замеры с новейшими, может быть, и не появилось бы такого понятия, как "акселерация". И тогда полнейшее недоумение вызывали бы у посетителей музеев старинного костюма платья дам, шитые как будто на 13-летних детей, и их перчатки, в которые сегодня не пролезает ни одна современная ручка.
Но это еще не все. Люди меняются, потому что они хотят этого сами. Даже не просто хотят ("неплохо было бы, если..."), а жаждут так, что готовы годами сидеть на диетах, есть обезжиренные продукты, проводить по нескольку часов в день в фитнесс-центрах, ложиться под нож пластического хирурга - ради того, чтобы подогнать свои формы под стандарт красоты 90 х 60 х 90 или выглядеть моложе своих настоящих лет.
Этот стандарт настолько жесток, что в ХХI веке он уже не оставляет права на индивидуальность. Мы можем считать себя (и являться таковыми) свободными, творческими, успешными личностями, но там, где речь заходит о теле, ни у кого из нас нет права на индивидуальность. Исследования середины 90-х показали, что женщины с лишним весом зарабатывают меньше, чем их худые коллеги, и продвигаются по карьерной лестнице не так высоко. Полные женщины в два раза чаще кончают жизнь самоубийством. Полным быть некрасиво и немодно. "Красивое тело" значит "тело стройное".




Однажды, зайдя в кофейню, я случайно встретила знакомую. Зовут, кажется, Аней. Она сидела одна за столиком, заставленным тарелками с пирогами. Увидев меня, Аня замахала руками и стала всячески приглашать подсесть к ней.
- Да ну, не буду вам мешать, - сказала я, подсчитав количество пирогов.
- Кому "вам"? Я одна, - изумилась она.
Когда я осторожно поинтересовалась, не боится ли она вот так за один раз съесть луковый пирог, тирамису и грушевый торт с миндалем, она, похоже, не поняла меня: "А что такое?" "Ну, понимаешь, фигура... и все такое". Она вздохнула с облегчением и гордо повела полными фарфоровыми плечами: "Ты считаешь, мне нужно задуматься о фигуре?"
Эта встреча оставила в моей душе такой неизгладимый отпечаток, что я до сих пор всем так и представляю Аню: "Вот Аня, которая не боится растолстеть".
Кроме нее мне не встречалось больше девушек, в лексиконе которых не было бы слов "калории", "диета", "пора худеть" или "я похожа на слона". Хотя, говорят, многие модели и худые барышни совсем не переживают из-за лишней шоколадки. Но это только потому, что они уверены: с ними ничего не случится. Наше поколение впитало стандарт красоты (пускай тогда он еще не был выражен цифрами 90 х60 х 90) с молоком матери.

Почему красота требует жертв

Стандарты красоты существуют в любом цивилизованном обществе. И везде, где есть стандарты, всегда было и будет недовольство собой, желание подражать, изменяя себя, и мысль о том, что "вот если бы я была другой, я была бы так счастлива". Что вы думаете, в XIX веке некоторые барышни из высшего света пили уксус для того, чтобы на их лицах появилась интересная бледность!
Но все же, пускай даже и уксус, до ХХ века женщинам жилось гораздо проще, чем нам. От разных эпох до нас дошли разные символы красоты - Венера Милосская, пышные красотки Рубенса, смуглые таитянки Ван Гога... Как говорится, обратите внимание на формы. Все эти красавицы воплощали собой плодородие и гармонию с природой. Как и полагалось женщине, хранительнице очага и матери. Вернее, за редким исключением все было еще проще: какой ее создала природа, такой она и была хороша.
Потому что, во-первых, до XX века у женщины было только одно предназначение - растить детей. И во-вторых, потому что до ХХ века не существовало столь всепроникающих средств массовой информации, которые, так умело акцентируя и ненавязчиво выводя на первый план, внедряли в массовое сознание все новые и все более безжалостные к обычным женщинам идеалы красоты. Не было кинематографа и индустрии моды, а следовательно, звезд кино-, шоу-бизнеса и манекенщиц, которым подражали миллионы во всем мире.
- Сто лет назад женщины еще носили корсеты, - говорит историк моды Александр Васильев, - их носили в течение пятисот лет до этого, и женское тело привыкло к тому, что талия должна быть стянута, а грудь - приподнята. Поэтому много есть не позволялось. Вся одежда была из жестких тканей и была пригнана к телу, и это не позволяло ему изменяться. Тогда ведь не существовало готовой одежды, и для того, чтобы полностью обновить гардероб, требовались огромные деньги. Средний размер ноги был 34-35, ведь женщины мало ходили - они ездили в экипажах, на лошадях, в каретах.
Потом пришла первая мировая война и все испортила. Женщины стали работать, стали обрезать волосы, мужчины пошли на фронт, их убили. Мужчин стало мало, женщин много, и мода превратилась в каскад эротических соблазнений. В 20-е годы это привело к невиданному до тех пор раскрепощению.
После первой мировой укоротили юбки, открыли плечи и руки и начали делать большой вырез в платьях. После второй мировой на Западе началась эпоха new look Пьера Кардена: узкие талии, большая открытая грудь, старательно очерченные бедра. В 50-е годы в Европе и Америке повально увлекаются конкурсами красоты. Но настоящие богини красоты 50-х - кинозвезды. Их размеры, если приглядеться, еще далеки от пресловутых 90 х 60 х 90. Мерилин Монро, к примеру, носила по-нашему 48-й размер - совсем не худышка.
Все изменилось в начале 60-х. В США красота стала одной из главных тем для разговоров и публикаций в СМИ. Сначала заговорили о стройной талии, с появлением мини в моду вошли стройные ноги, и дело борьбы с фигурой приняло серьезный оборот. Александр Васильев предполагает, что толчком к кардинальному изменению канона красоты стало изобретение в 1959 году куклы Барби: "У Барби очень длинные ноги, пышная грудь, и она блондинка - всем хотелось быть на нее похожей". Казалось бы, кукла, пустяк, но популярность ее была и остается фантастической: по статистике вот уже сорок лет каждые десять секунд в мире продается одна кукла Барби.
В 1960-е годы модный бизнес преподнес публике совершенно новый тип женщины. Таких еще не было: Твигги - 17-летняя девочка из Лондона, бесконечно длинная, с ногами аистенка, первая из топ-моделей, которой подражало целое поколение юных девушек.
В Америке идеалом красоты, женщиной года была признана Джейн Фонда, королева аэробики. Натренированное стройное тело стало пределом мечтаний и предметом культа. Похоже, что навсегда. Может меняться мода на размер бюста, роскошная грудь Клаудии Шиффер может выходить из моды и возвращаться в нее, но к манекенщицам с размерами Мерилин Монро или Софии Лорен мы уже вряд ли вернемся. "Модельеры не слишком интересуются женской сексуальностью, - предполагает Александр Васильев. - Зачем делать женщину красивой, если лучше сделать ее уродливой, и все будут смотреть не на нее, а на модельера". И с тем, что нам предстоит жить с этими 90 х 60 х 90, нужно как-то справляться.
лирическое отступление #1: о том, откуда столько длинноногих
- Вы думаете, их стало больше, чем было раньше? А вот я так не думаю, - говорит Александр Васильев. - Они рождались всегда и везде. Просто раньше они назывались словом "жердь", и их стеснялись. Ну кто с такой в обществе появится? Ей приходилось идти в монастырь, а сегодня мода направлена исключительно на них, поэтому нам и кажется, что их слишком много. - До 70-х годов ХХ века, когда пришла мода на высоких манекенщиц, не было такого бизнеса, где они могли бы найти себе применение, - добавляет психолог Андрей Дорожевец. - Сейчас, если девушка красива, она продает свою красоту как товар. Пословица "не родись красивой - родись счастливой" уже неактуальна. Если ты родилась красивой - все, у тебя уже есть капитал. Можешь его выгодно вложить и получить дивиденды.
Но в целом никто не поспорит с тем, что действительно можно говорить о глобальном "постройнении" человечества. По очень простой причине. Стройных детей больше, потому что родители стали об этом беспокоиться. Раньше считалось: чем более ребенок упитанный, тем более здоровый. Теперь же прогрессивные родители не позволяют детям толстеть. Чем очень, надо сказать, облегчают им жизнь.

Расти большой

Теперь о росте. За последние сто лет человечество увеличилось в росте примерно на десять сантиметров. А почему это произошло, однозначно сказать никто не может. Причин называется масса, и каждая из них наверняка добавила в дело роста своих несколько миллиметров. Версия первая. По данным института Космической медицины, за последние сто лет физическая активность жителя России в среднем уменьшилась в 84 раза. Дрова не колем, поле не вспахиваем, урожай не собираем... Даже на почту не ходим: все можно сделать, не вставая с дивана.
И увеличилось потребление белка. Белок - обычный белок, который содержится в любом продукте, - это основной пластический материал для строительства клеток организма. Если его не хватает, человек никогда не будет высоким. До ХХ века его потребляли мало (да и постились по полгода). Зато оттого, что работали много, весь белок шел не в рост, а на обновление мышечной массы.
У современного человека все йогурты-"растишки" уходят в рост. В рекламе не врут. Версия вторая. Менее оптимистичная. Плохая экология и химизированное питание. В частности, соли тяжелых металлов (таких, как алюминий), которыми мы дышим в промышленных районах и которые содержатся в некоторых продуктах питания (таких, как определенные сорта плавленого сыра). Фтор, в больших дозах попавший в организм, вызывает флюороз, размягчение костей, а в маленьких дозах тоже уходит в рост. Сюда же можно отнести гигантских бройлерных кур с измененной генетикой, щедро опрысканные химикатами яблоки, помидоры и свеклу, продукты, содержащие всевозможные консерванты, канцерогены и т. д. Правда, вся эта химия и "непольза" может уйти не только в рост, но и в толщину, как это можно видеть на примере США, где более чем где бы то ни было популярен фастфуд.
Версия третья. Этническая.
В Исландии, говорят, нация исландская просто загибается. И много детей рождается с отклонениями от нормы, и не очень они красивые-умные-талантливые, а все оттого, что исландцев мало и живут они замкнуто. Женаты все практически на своих троюродных братьях-сестрах.
С другой стороны, в мегаполисах всегда очень много красивых людей - это, конечно, не научный факт, но многие так считают. И считают поэтому, что это происходит из-за массовых перемещений народов в ХХ веке. Когда смешивается генофонд различных этнических групп, всегда получается очень эффектно - вон какие красивые люди мулаты или метисы. И талантливые к тому же. (В этом месте принято приводить в пример Пушкина.)
Но Пушкин для России все же не очень характерен. По мнению Александра Васильева, генетический тип людей в России очень сильно изменился из-за революции.
- Я считаю, что русские до революции - это как римляне, а сегодня - как гунны. Дворяне пятьсот лет носили узкую обувь, а крестьяне лапти - пятьсот лет. Одни все время шли вширь, другие в ужину, и ни те, ни другие никогда не пересекались.
Версия четвертая. Не менее правдоподобная, чем предыдущие. О ней нам рассказал доктор Михаил Кочиашвили:
- Как-то медики обратили внимание, что в одних регионах России первая менструация у девочек начинается в 10-12 лет, а в других - в 13-15, как и было сто лет назад. Разница в пять лет очень большая, ведь речь идет о преждевременном созревании и, соответственно, старении. Стали исследовать пищу, климат, социальный статус. Но всех обескуражил конечный результат. Там, где есть сотовый телефон, компьютер и телевизор, созревание происходит в 10-12, там, где их нет, - в 13-15 лет.
Информационный стресс имеет колоссальное влияние на эндокринную систему женщины. И именно от эндокринной системы зависят рост, длина конечностей, длинные ноги и развитие прочих частей тела.
А еще Михаил Кочиашвили мне сказал:
- Вот ты держишь в руке мобильный телефон. Кто-то тебе звонит - и волна идет прямо сквозь тебя. Представь себе, сколько миллионов волн проходят сквозь нас каждую секунду. Думаешь, это остается незамеченным твоим организмом?
Я спросила его еще о том, могут ли отражаться на детях диеты или косметические операции, с помощью которых мама "создала" себе новое тело. Будут ли от этого дети другими. - На сегодняшний день существует теория, что в генах заложена не вся информация о нас. Что есть гены, которые приспосабливаются. Как, к примеру, можно объяснить факт (научно доказанный), что ребенок, рожденный не от законного мужа, а от любимого человека, уже рождается похожим на своего юридического отца? Я думаю, что все это может влиять на будущего ребенка.
Психолог Андрей Дорожевец не совсем согласен с этим. Он говорит, генам на диеты наплевать, они от них никак не изменятся.
- Это что значит, - спрашиваю я, - что мама могла полжизни положить на то, чтобы стать стройной, а ребенок ее все равно родится толстым?
- А вы разве не знаете, что ожирение никак не связано с генетикой? - удивляется Андрей Николаевич. - Оно почти всегда прямое следствие неправильного питания. И еще у 30 процентов людей это может быть связано с реакцией на стресс. Это "синдромом холодильника" называется. Когда ешь не потому, что голоден, а потому что так успокаиваешься.

лирическое отступление #2: об Америке Главные достижения в области деформации тела за последние 100 лет, по мнению очень многих, принадлежат американцам. Именно в США произошли самые драматические изменения с телом человека - благодаря изобретению фастфуда и кока-колы там появились люди, которые весят 120, 140, даже 180 кг. Страдающих ожирением в США по статистике 55%.
Вообще за кока-колу их нужно особенно поблагодарить: через шипучие напитки человечество стало выпивать сладкие сиропы (в одном стакане кока-колы почти шестнадцать кусочков сахара), которые нарушают обмен веществ в организме.
Из Америки же пришла мода не стареть и изменять свое тело до такой степени, чтобы оно выглядело на 10-20 лет моложе своего возраста. Там родилась пластическая хирургия, которая началась с подтяжки лица, а перешла на подтяжку всего, что только можно подтянуть. В Америке появилось очень много женщин с вечной улыбкой, потому что так подтянуты губы. Они спят с открытыми глазами, потому что глаза не закрываются. Эта мода повлияла на весь мир. В Южной Корее, к примеру, почти половина кореянок делают операцию по изменению разреза глаз, это самый распространенный подарок дочери на день рождения. А в одной только Германии делают столько операций по увеличению груди, сколько в России, Польше и Болгарии вместе взятых.

Что же дальше?

- Дальше, я думаю, будет клонирование, производство органов на замену износившихся, - предполагает Александр Васильев. - И следующей стадией нашего развития станет бессмертие, вечная молодость и браки в 90 лет. Мы же живем в XXI веке.

Если за последние 100 лет человечество подросло на десять сантиметров, то на сколько сантиметров оно подрастет в следующие 50 лет? Задачка не из трудных, ведь правда? Если вспомнить математику класса второго и знать показатели акселерации, то можно рассчитать, что в ближайшие 50 лет средний рост человека увеличится на 2,5 см, размер женской талии - на 12 см, груди - на один размер, а размер женской ноги станет вместо 37-го 39-м. Такие сведения мы нашли в Интернете.
А вот теперь главная неожиданность. Оказывается, по официальным данным, с середины 80-х годов темпы акселерации в России значительно замедлились, и сейчас показатели ее близки к нулю. Некоторые ученые даже предсказывают ретардацию - явление, обратное акселерации, уменьшение в росте.
В любом случае, что бы с нами ни случилось, мы этого не заметим. Лишний сантиметр там, лишний тут - какая разница? Очень немногие способны воспринимать глобальные изменения человечества как личную трагедию. Но зато каждого без исключения глубоко трогает то, что происходит с его собственным телом. Тут уж лишний сантиметр не останется незамеченным. И по этому поводу мы хотим вам сказать: красота, дорогие женщины, во все времена остается категорией субъективной. И как бы ни были жестоки к нам стандарты красоты, мы всегда должны помнить о том, что, во-первых, красота отнюдь не напрямую связана с этими самыми стандартами. А во-вторых, о том, что каждый человек может быть счастлив. И длина ног с объемом бедер тут ни при чем.



Понравилось - репост: