Тамилла встречалась с Ильясом на протяжении трех лет. Сначала их отношения носили чисто романтический характер: цветы, конфеты, поцелуи украдкой, все было замечательно, но Тамиллу настораживал тот факт, что Ильяс не хотел знакомить ее со своими родителями и разговоров о свадьбе упорно избегал.
Когда по прошествии некоторого времени девушка все же вызвала его на откровенный разговор, он сказал, что пока не хочет, так как считает, что жениться ему пока рано, мол, у него нет стабильной работы, приносящей хороший доход, да и квартиру ему приходится снимать, так как собственную он приобрести не в состоянии, какая уж тут семья. Он предложил девушке какое-то время пожить вместе, для того чтобы получше узнать друг друга и понять, смогут ли они долгое время жить под одной крышей. Ильяс пообещал Тамилле, что через пару лет они обязательно поженятся, хотя он и считает штамп в паспорте не более чем чистой формальностью. Девушка, поразмыслив, решила, что главное - это их любовь, а пожениться они еще успеют, и, несмотря на протесты своих родителей, переехала жить к любимому. Поначалу все складывалось очень хорошо, но затем гражданский муж все позже стал возвращаться домой, от него несло выпивкой, а однажды она и вовсе обнаружила след от губной помады на его рубашке. Сначала Ильяс отнекивался, а потом просто взял и заявил Тамилле, что она никаких прав на него не имеет, так как она ему не жена вовсе, а самая обыкновенная любовница. Как оказалось, жениться он на ней не собирался, более того, несколько месяцев назад обручился с девушкой, которую ему нашли родители. А Тамиллу он обвинил еще и в том, что она, прекрасно зная, на что идет, согласилась на сожительство, добавив еще и то, что после этого ни один нормальный мужчина на ней не женится... * * * В Европе к институту гражданского брака уже давно все привыкли. Он не только не осуждается, но и считается вполне нормальным. Некоторые европейцы решают вступить в законный брак, имея несколько детей, а то и внуков, а некоторые так и живут до конца своих дней в так называемом гражданском браке.
Отметим, что впервые гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформаторское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. гражданский брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не только исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. гражданский брак был распространен на все Нидерланды. В Англии гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г. он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Гражданский брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов гражданский брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее, церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Если в 1990 году в двадцати европейских странах 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком, то в 1999 году таких было уже 20%, и с каждым годом число сторонников нерегистрируемых отношений по всему миру растет. Мысль о том, что брак отжил свое, быстрее всего сформировалась в странах Скандинавского полуострова, Северной Ирландии, Бельгии, Франции, Люксембурге. Впоследствии - в Чехии, Венгрии, Испании и Португалии. Понятно, что данная мысль в большей степени присуща людям молодым, нежели пожилым, которые более консервативны во взглядах на брак. * * * У нас до понимания и принятия гражданского брака общество еще не доросло. Если в столице к этому явлению и относятся еще более или менее сносно, то в регионах такие отношения тут же заклеймят, и вся вина ляжет именно на женщину, а не на мужчину. Тем не менее, в нашей стране, особенно в регионах, гражданские браки все же существуют, и более того, их число с каждым годом все больше растет. Особенно это касается южных рейонов Азербайджана, где девушек выдают замуж чуть ли не со школьной скамьи, а так как наше законодательство не разрешает браки с несовершеннолетними, между девушкой и ее будущим супругом совершается кябин - религиозный брак. Это происходит несмотря на то, что в стране существует запрет на проведение кябина без предоставления справки об официальной регистрации брака. Кябин без официальной регистрации - это все тот же гражданский брак, так как религиозный брак в нашей стране не считается действительным, и официально такие супруги вовсе не муж и жена. "Для Европы совместное проживание мужчины и женщины до брака в порядке вещей", - заявила 1news.az руководитель Женского кризисного центра Мятанят Азизова. "В понимании тамошних людей идеальная модель отношений - это когда вступаешь в союз с человеком, который подходит тебе как физиологически, так и психологически. Говоря об Азербайджане, мы пока не готовы понять истинное значение добрачных отношений. Гражданский брак - это подготовка партнеров к будущей совместной жизни, а не сожительство с каждым встречным, как у нас склонны считать. Я лично "за" гражданский брак. Может, тогда удалось бы избежать многих проблем, которые существуют сегодня в азербайджанских семьях", - подытожила М.Азизова. По словам психолога Ламии Ахмедовой, физиологически люди созревают раньше, чем социально, а потому некоторым хочется понять, насколько они подходят друг другу до того, как отправиться в загс. В этом случае они и выбирают гражданский брак, который со временем нередко перерастает в "классический". "Сейчас в нашей стране наблюдается тенденция "взросления" возраста вступления в брак. Таким образом, мы медленно, но верно приближаемся к западной модели брака, согласно которой люди женятся и выходят замуж к 30-35 годам, когда ими уже достигнут определенный материальный уровень, а до этого зрелого возраста многие из них живут в гражданском браке. Тем не менее, было бы ошибочным утверждать, что наше общество вполне готово к такого рода отношениям, ведь у нас до сих пор сильны стереотипы, и одним из них является то, что быть не замужем просто неприлично", - отметила психолог. Психологи выделили некоторые плюсы и минусы, которые дает проживание в гражданском браке. Плюсы совместного проживания: вы узнаете те стороны характера партнера, которые познаются лишь при совместной жизни. Невозможно хорошо знать человека, если не живешь с ним вместе. Уже не получится утаить привычки, пристрастия, убеждения. Вы видите партнера в естественной среде - у себя дома. Вам легче понять, насколько вы совместимы. Человека можно любить и при этом не желать жить с ним под одной крышей. Вы сможете проверить, готов ли ваш партнер к браку. Лишь после того, как вы совместно принимаете важные решения касательно денежных дел, питания, распределения домашних обязанностей, покупок и т.д., сможете судить о том, получится ли из вас с партнером одна команда. Минусы совместного проживания: опасность состоит не только в том, что люди могут расстаться, но и в том, что они, даже поняв, что не подходят друг другу, могут продолжать жить вместе годами. Именно такая позиция никогда не приведет к заключению брака: с одной стороны, один из партнеров или оба поняли, что другой не их идеал, но они уже привыкли друг к другу, а привычки очень сложно менять. Многим известна английская пословица: "Зачем покупать корову, если есть бесплатное молоко". Также думают и мужчины, которые думают о том, зачем же жениться и связывать себя какими-то обязательствами, если рядом есть женщина, которая все равно никуда не денется. Понятно, что каждый выбирает ту форму совместного проживания, которая подходит именно ему, но следует помнить о том, что штамп в паспорте сам по себе еще никого не сделал счастливее и разводы до сих пор составляют в нашей стране немалый процент. Что касается мировой статистики, то, согласно ей, в наше время разводами заканчиваются 40% первых браков, 60% вторых браков и 74% третьих браков. Известна народная мудрость, гласящая: "До свадьбы смотри в оба, а после свадьбы закрывай глаза". Отсюда следует, что не стоит принимать поспешных решений, ведь так просто все разрушить, а построить заново весьма проблематично, и это в полной мере относится и к институту брака.
|
|