Кому не знакома ситуация, когда мучительно вспоминаешь нужное слово? Чаще всего это объясняется банальной забывчивостью. Но язык может стать настоящим врагом, если произошла "поломка" в отделах головного мозга, отвечающих за речь: она становится невнятной, забываются названия элементарных вещей, человек повторяет навязчивые фразы или говорит совсем не то, что ему хотелось бы. При этом его слух и интеллект остаются прежними.
От того, как и что мы говорим, во многом зависит наша жизнь, и в частности наше социальное благополучие. Взрослый человек, потерявший способность членораздельно выражать свои мысли, чувствует дискомфорт в любом обществе. Он стремится к уединению, но молчание и одиночество лишь усугубляют речевые отклонения. Между тем многие нарушения речи, если выявлена их причина и назначена верная схема лечения, поддаются коррекции. Почему речевой аппарат может выйти из-под контроля? Известно, что у творческих людей и левшей "руководящую" роль играет правое полушарие головного мозга, а у логиков и правшей - левое. Центры управления речью находятся именно в коре доминантного полушария. Они отвечают за восприятие и воспроизведение устной и письменной речи. Когда мы говорим, работает сложная система черепно-мозговых нервов, управляющих "разговорными" мышцами. Например, чтобы произнести "ой", необходимо задействовать около 80 мышц. Если какое-либо заболевание затронуло речевые центры в коре головного мозга, развивается афазия - расстройство речи. При сенсорной афазии человек перестает понимать чужую устную и письменную речь. При этом способность произносить отдельные фразы у него сохраняется, но полностью контролировать свою речь он не в силах, и выражается это в чрезмерной болтливости, "словесной окрошке". Для моторной афазии характерна немота или речевые затруднения. Как правило, ограничивается словарный запас, в разговоре человек с трудом подбирает слова. Те же проблемы возникают и при письме. Однако понимание собственной и чужой речи сохраняется.
И, наконец, амнестическая афазия - когда забываются названия предметов. Случается, что разговорные способности страдают из-за повреждения черепно-мозговых нервов, управляющих мышцами гортани, глотки и языка. Из-за их паралича или пареза (частичного паралича) появляется афония - потеря звучности голоса, болезненная хриплость. Эти нарушения может также вызвать дизартрия, метко названная в народе "заплетающимся языком" или "кашей во рту". При заболеваниях мозжечка, отвечающего за координацию движений, человек начинает говорить растянуто и прерывисто, что в медицине называется скандированной речью. Самые частые причины речевых отклонений у взрослых - сосудистые расстройства головного мозга, в основном последствия инсультов. В этом могут быть повинны также сосудистая недостаточность, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга, болезнь Альцгеймера. Реже речевой аппарат страдает после травм головы, отравлений или лекарственных передозировок. Как правило, речевые расстройства идут рука об руку с другими "мозговыми" симптомами - параличами, нарушением нормальной чувствительности и координации, головокружением, многократной рвотой. Радость человеческого общения вам поможет вернуть терапия, включающая два этапа. Лечение заболевания, вызвавшего нарушения речи. Восстановительные занятия с логопедом. Посетить логопеда надо как можно раньше: специалист ускорит выздоровление, восстановив словарный запас и сохранившиеся элементы речевой системы. Очень важно заниматься регулярно, по назначенной врачом схеме. Хорошо, если родственники примут активное участие в занятиях и помогут выполнять "домашние задания" логопеда. При сенсорной афазии логопедические упражнения лучше связывать с действиями, эмоционально окрашенными, - пением, танцами, играми. Не стоит воздвигать вокруг человека стену молчания. Напротив, с ним нужно постоянно разговаривать, даже если он не все понимает. В большинстве случаев благодаря занятиям и лечению речь можно восстановить - частично или полностью.
|
|