Родителям, как чекистам, нужны крепкие нервы, холодная голова и - факультативно - чистые руки. Все эти качества нам пригождаются в тонком деле общения с детьми разного возраста - от года и до совершеннолетия. Что может быть общего у столь разновозрастных чад? Дурная, как может показаться на первый взгляд, привычка вредничать, грубить, дерзить - в общем, проявлять свою детскую агрессию.
Часто дерется со сверстниками, может стукнуть маму или бабушку, рвет и ломает вещи, кричит, ругается, угрожает, обижает животных. Да, все это - внешние признаки агрессивного поведения. Только вот это не причина называть ребенка агрессивным. Агрессивность как черта характера, как личностная особенность и проблема свойственна не такому большому числу детей. В остальных случаях за внешне похожим поведением может скрываться множество различных причин. В них и нужно разобраться в первую очередь. Прежде всего, нужно сказать о том, что агрессия - это все-таки реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную. С одной стороны, конечно, эту ситуацию важно увидеть и правильно отнестись к ней. Ведь иначе реакция может закрепиться и превратиться уже в устойчивую черту характера. С другой стороны, не стоит делать из агрессивного поведения ребенка трагедию. Нужно помнить о том, что чаще всего такое поведение проявляется в период возрастных кризисов (3-4 года, 6-7 лет, 13-14 лет). А значит, скорее всего, благополучно пройдет. Есть простое, но очень важное понимание агрессии. Агрессия - это поведение, основанное на эмоции гнева, злости. Это первый вопрос, на который должны ответить себе родители: а испытывал ли ребенок гнев, когда это делал? Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, стиснутые зубы - вот те признаки, по которым легко это определить. Посмотрите на годовалого ребенка, больно хватающего маму за волосы. Зачастую он вполне расслаблен, а в глазах - не гнев, а искреннее любопытство и азарт. Что сделает мама, как отреагирует папа, что скажет бабушка - ребенок исследует мир. Нормальное исследовательское поведение маленького ребенка, вообще, часто путают по внешним признакам с агрессией.
Ребенок попадает в большой новый коллектив детского сада и вдруг становится агрессивным? Чаще всего, это снова исследовательское поведение. Ребенок определяет границы нового пространства: можно ли тут кричать или швырять игрушки, а что будет, если подбежать и ударить другого ребенка, а если кинуть в него песком и т.д. Стресс может усилить эти реакции, но на основе истинного гнева и злости в этот период ребенок ведет себя не так часто. И конечно, задача родителей в таком случае - помочь ребенку в его исследованиях. Четко, однозначно и ярко отреагировать в первом случае, когда ребенок тянет за волосы и стукает маму кулаком. Например, противоречивая реакция мамы и папы на это действие только подогреет интерес ребенка и заставит повторять эксперимент снова и снова. Во втором случае важно совместно с воспитателями помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям детского сада. Показывая и рассказывая, как правильно общаться с другими детьми, как привлечь к себе внимание воспитателя адекватными способами, чего нельзя делать в садике и т.д. Кстати, если родители сами частенько прибегают к агрессии, чтоб решить какую-то ситуацию, научить ребенка иному будет практически невозможно. "Если папе позволительно взять ремень, когда я в чем-то виноват, то почему мне нельзя стукнуть этого мальчика, если он делает что-то не так?" - думает ребенок.
|
|