Чаще всего о проблемах в карьере мы задумываемся тогда, когда по офису проносится тревожный шепот «сокращение, сокращение…». Это в лучшем случае. В худшем – когда нам вежливо предлагают написать заявление по собственному желанию и пройти с вещами на выход. Грамотное управление карьерой предполагает умение предвидеть переломные моменты и подготовиться к ним. Тогда любые изменения рынка труда или ситуации в отдельной взятой организации не станут для вас неожиданностью.
Переломный момент в карьере – штука неприятная. Безусловно, и в кризисе можно найти позитивные моменты. Например, он позволяет увидеть свои самые слабые стороны, закаляет и делает нас сильнее. Согласно результатам опроса, проведенного журналом «Финансист» (было опрошено 64 финансовых директора), около 90% участников исследования отметили позитивное влияние переломных моментов в карьере на интерес к работе и удовлетворенность ею. Другими словами, если вы сегодня не очень удовлетворены должностью и доходом, то завтра, если вашей карьере что-то начнет серьезно угрожать, вы переоцените свое положение. И либо найдете безусловные плюсы и начнете бороться за свой статус, либо поймете, что не очень-то вам и хотелось оставаться на этой должности до скончания века. И все же лучше свести к минимуму пагубное влияние кризисов. О том, как это сделать, подробно рассказывает в своей книге Эндрю Гроув, основатель и топ-менеджер корпорации «Intel». Руководство по подготовке укрытия, которое пригодится во время бури, называется «Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания». Основная идея книги такова: чтобы не разбиться о скалы и не налететь на подводные рифы, нужно всегда держать нос по ветру, внимательно смотреть по сторонам и слушать, и всегда иметь «план Б» на тот случай, если гром все-таки грянет. Главная задача любого карьериста, по мнению Гроува, заключается в том, чтобы осуществлять постоянный мониторинг текущей ситуации: что происходит в вашей профессиональной отрасли? в экономической сфере в целом? в организации, в которой вы работаете? Только наблюдая и делая выводы, можно подготовиться к грядущим переменам. Например, общаясь с коллегами, вы узнаёте, что в вашей фирме собираются установить новый программный комплекс. Подумайте: какие изменения это повлечет в вашей работе, как может отразиться на вашей карьере? Может быть, уменьшится количество выполняемой вами бумажной работы, и это позволит вам сделать рывок вперед. В таком случае, подумайте заранее, на каких направлениях деятельности вы могли бы сосредоточить освободившийся ресурс. Если есть возможность, узнайте об этом программном комплексе как можно больше, в идеале – заранее научитесь работать с ним.
Автор книги, описывая необходимость подготовки к переломным моментам, сравнивает действия с пожарными учениями. «Будьте немного параноиком в вопросах вашей карьеры, - говорит Гроув. - Мысленно проводите пожарные учения, чтобы момент, когда огонь действительно до вас доберется, не застал вас врасплох». Гроув рекомендует почаще задавать себе следующие вопросы: * Как вы думаете, какой станет ваша отрасль через пару лет? * Вы действительно хотите остаться в этой отрасли? * Занимает ли ваш работодатель достаточно хорошее положение, чтобы достичь успеха в данной отрасли? * Какие навыки понадобятся вам для продвижения по карьерной лестнице в новых условиях? * Есть ли у вас перед глазами пример человека, чьей карьере вы бы хотели подражать? Такой постоянный диалог с самой собой по поводу будущего, по мнению автора книги, поможет вам сосредоточить усилия и позволит двигаться вперед небольшими, последовательными шагами, а не скачками, как тогда, когда катастрофа уже произошла. Очень важный психологический момент заключается в следующем: в случае тревожных сигналов людям свойственно надеяться, что именно их перемены обойдут стороной. Это можно назвать «инерцией успеха»: если до сих пор все складывалось хорошо, вроде бы нет оснований для беспокойства. Гроув рекомендует помнить: переломные моменты в карьере, вызванные изменениями в окружающей ситуации, не учитывают качества людей, которых они затрагивают. Другими словами, рыночной конъюнктуре все равно, насколько хороши специалисты, которым она подставляет подножку. И завершающая рекомендация. Если изменения настигнут вас, и придется перейти на другую работу или вообще в другую отрасль, на новом месте придется создавать новый бренд, новый образ вас как специалиста. Это трудно, и потребует сил и времени. Но это даст вам и чувство независимости и уверенности в себе, которое поможет справиться с неизбежным следующим переломным моментом в карьере. Автор статьи: Алена Набатчикова
|
|