Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить?

Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить?

Кто-то из психологов заметил, что ребёнок рождается без сопроводительной инструкции как им пользоваться. Но не стоит отчаиваться. Человечество накопило немалый опыт в воспитании детей, хотя родителям кажется, что белых пятен в этом вопросе намного больше, чем устоявшихся аксиом. Сегодня нам хотелось бы поделиться некоторыми знаниями из области логопедии - науки, занимающейся проблемами нарушений устной и письменной речи (письма и чтения) и методами их предупреждения.

Когда и почему возникают речевые проблемы? Как их избежать? Что делать, если они всё же обозначились?

Проблемы с речью возникают не только у детей, но и у взрослых. Вызвать их могут, заболевания и травмы органов артикуляционного аппарата, головного мозга, неудачно выполненное протезирование зубов и т.д. Мы же остановимся на некоторых актуальных вопросах дошкольной и школьной логопедии.

Спровоцировать возникновение речевых нарушений у детей может огромное количество факторов. К ним относятся различные патологии беременности: токсикоз, перенесённые инфекционные заболевания, иммунологическая несовместимость крови матери и плода.

Далеко не последнее место среди причин, вызывающих проблемы в речевом развитии ребёнка, занимают осложнения при родах. Среди них выделим родовые травмы и кислородное голодание клеток головного мозга.

Могут оставить свой роковой след ранние (от 0 до 2-х лет) заболевания центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции.

При некоторых речевых нарушениях специалисты выделяют наследственные формы. Например, при заикании, при нарушении письма и чтения.

Речь - продукт согласованной работы многих мозговых структур, а перечисленные выше причины вносят негативные коррективы в их взаимодействие. Если же одна из структур «не дорабатывает» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, другие не в состоянии «подменить» её, то возникают проблемы с организацией того или иного вида речевой деятельности. Такие как, нарушение звукопроизносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи,




планированием высказывания и др.

Достаточно часто встречаются врождённые аномалии артикуляционных органов: массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка («уздечка»), нарушение строения зубного ряда, расщелины губы, твёрдого и мягкого нёба, неправильное строение твёрдого нёба.

Это, конечно же, не полный список возможных причин, вызывающих органические вменения в органах и тканях. Подчеркнём именно «возможных», т.к. не всякое негативное воздействие повлечёт за собой возникновение проблемы речевого развития. Если у матери был токсикоз во время беременности, то не значит, что у ребёнка обязательно будет страдать речь. В историях болезни детей серьёзными речевыми проблемами обычно фигурируют одновременно несколько вредоносных факторов.

Новорождённый ребёнок абсолютно беспомощен. Учёные считают, что он отстаёт в развитии от новорождённого детёныша животного на 11 месяцев. У большинства животных, спустя несколько часов после рождения, детёныши способны, как минимум, передвигаться самостоятельно. Их мозг более развит, нежели мозг новорождённого ребёнка. А вот «дозревание», рост, развитие человеческого мозга интенсивно продолжается в первые два года жизни. И здесь большое значение отводится сохранению здоровья ребёнка. Предупреждению возникновения социально-психологических причин, вызывающих речевые проблемы.

Чтобы речь развивалась без задержки, необходима сохранная работа слухового и зрительного анализаторов и нормальное психическое развитие ребёнка. У детей с замедленным психическим развитием, как правило, страдает и речевая функция. Впрочем, и у детей с серьёзными речевыми проблемами в развитие психических процессов или замедляется, или же идёт несколько своеобразно. Помимо тех случаев, когда страдает собственно речь, существуют и другие, при которыx речевое нарушение является не самостоятельным, а выступает как следствие основного нарушения. В той или иной степени речевые проблемы отмечаются у детей со снижением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, аутизмом. Определить, что страдает в первую очередь в каждом конкретном случае - прерогатива специалистов (врачей, психологов, логопедов).

Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность - ещё одно непременное условие развития речи. Взрослые не должны предугадывать желания, просьбы ребёнка, пока он не попытался их сформулировать. Дайте ребёнку возможность «высказаться», даже, если в диалоге основная информация для вас будет содержаться в детском жесте. Близкие должны стимулировать потребность ребёнка в речевом общении. Иначе может возникнуть ситуация, подобная анекдотичной. От пятилетнего ребёнка родители не слышали ни единого словечка. К каким только специалистам не обращались. Все разводят руками, а ребёнок молчит. Но однажды во время обеда он отодвигает тарелку с кашей и возмущённо произносит: «Солёная!» Родители потрясены, оказывается, их ребёнок умеет говорить! Успокоившись после эмоционального возбуждения, они спрашивают у малыша: «Почему же ты раньше молчал?» - «Всё нормально было».

Для становления речи необходимо наличие полноценной речевой среды. Тем более что ребёнок с первых минут появления на свет готов к этому. Есть неопровержимые данные о наличии слуха у семимесячного плода и о том, что он различает внешние неречевые звуки, а не только звуки, которыми сопровождается работа внутренних органов матери. В этом возрасте из пяти голосов ребёнок выделяет голос матери. Ошибка многих родителей в том, что в первые месяцы жизни ребёнка они озабочены соблюдением санитарно-гигиенических процедур и режимных моментов. Одна мама устало заметила, что жизнь младенца сравнима с программой действия известной игрушки «томагочи», которая напоминает о себе, только в момент, когда её нужно обслужить. Ребёнок не должен восприниматься как потребитель. Он аккумулирует то, что происходит вокруг. Немного позже, а может, много позже, он обрадует родителей своими достижениями. Кстати, крик ребёнка неоднороден. Специалисты доказали, а внимательные родители заметили: ребёнок кричит по-разному, если он голоден, если у него что-то болит, или он испытывает дискомфорт. Не первые ли это попытки установить контакт? Пусть не речевой, но подобный ему. Уже задействованы голосообразующие органы.

С ребёнком нужно как можно больше разговаривать, давая ему образец для подражания. Сначала он сосредотачивается на интонационной стороне речи. Для малыша значимым оказывается то, с какой интонацией произносится обращенная к нему речь. Нежным голосом можно произносить заумные математические формулы или детские страшилки, и малыш 1-1,5 лет будет в восторге. Холодно произнесённое восхищение или похвала, могут насторожить или же испугать его

Накопление речевого опыта идёт постоянно. Если двухмесячные младенцы всего мира гулят одинаково (в 2 - 3 месяца дети начинают произносить звуковое сочетание «агу») не зависимо от национальной принадлежности, то уже в 10 - 12 месяцев их лепетная речь приобретает ярко выраженную окраску. По интонационно-мелодической стороне речи можно определить, в какой языковой среде воспитывается ребёнок.

Родители с нетерпением ждут первых слов своего малыша, загадывают, какое слово будет произнесено первым «мама» или «папа». Затем каждое слово встречается родителями с восторгом, но едва ли они представляют, какая предварительная работа проделана их малышом. Для того чтобы слово закрепилось в активном словаре ребёнка, необходимо 150 совпадений слова и предмета, которое оно обозначает. Словарный запас в 1 год составляет 3-4 лепетных слова, ребёнок понимает простую инструкцию, сопровождаемую жестом. В 1 год 3 месяца словарный запас составляет 6 слов, простую инструкцию ребёнок понимает без жестов. В 1год 6 месяцев словарный запас достигает 7-20 слов, а в 2 года - уже не менее 50 слов. В этом возрасте ребёнок понимает двухэтапную инструкцию. Использует предложение, состоящее из двух слов. Слова со стечением согласных представляют затруднения (текло - стекло).

При минимальном словарном запасе дети умудряются комментировать все и вся. Одно слово обозначает сразу несколько предметов, явлений, действий. Например, слово «собака» - это и собственно собака, и меховое манто, и собачий лай и проявление испуга. Замены слов порой потрясают воображение. Полуторагодовалый ребёнок впервые увидел мужчину с усами, прокомментировал: «Брови!». Его просьба начать или прекратить массаж выглядит так: « Мама, массаж!» и «Мама, не массаж!». Двухлетний малыш, обнаружив подтаявшие шоколадные конфеты, не задумываясь, констатировал: «Конфетки завяли». Кроме того, к двум годам ребёнок в состоянии различать правильно и неправильно произносимые другими людьми звуки, несмотря на многочисленные искажения и замены звуков в собственной речи. Ребёнок, который воспитывался в нормальной речевой среде, с недоумением смотрит на взрослых, пытающихся с ним сюсюкаться, наивно полагая, что такое общение более доступно ребёнку. Стоит разочаровать любителей поговорить «детским» языком - ребёнку трудно понять искаженною речь, если его окружает полноценная речевая среда. Хуже обстоит дело тогда, когда всё окружение заменяет нормальное общение сюсюканьем. Итог однозначно печален. В литературе описан случай, произошедший с японской девочкой, мама которой не решилась ехать с мужем в дальнюю и продолжительную командировку из-за новорождённого ребенка, а переехала из города в селение к своим родителям. Жители этой местности говорили на диалекте. Когда девочке исполнился год родители вернулись в город. А в 1,5 - 2 г она начала активно осваивать речевое общение, родители с изумлением отметили, что ребёнок разговаривает на диалекте той местности, в которой она провела первый г своей жизни.

В 2 года 6 месяцев дети используют местоимения «я, ты, мне», употребляют предлоги в, с, у, на. В их словарном запасе более 20 прилагательных. Появляются сложные предложения сначала без союзов, а затем и союзами. Усваиваются звуки с, л, в, р. Возможно смешение звуков, сходных по артикуляции (шиска - шишка).

В 3 года словарный запас приближается к 300 словам, а у некоторых детей количество адекватно употребляемых слов гораздо больше. Используются предложения из трёх и более слов, появляются сложноподчинённые предложения, правильно используются простые предлоги и многие союзы (чтобы, потому что и др.), перестановки, пропуски слогов в слове встречаются редко, за исключением малознакомых слов. Заканчивается усвоение течения согласных. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки (ч, ш, ж, щ) и свистящий «ц».

В 4 - 6 лет звуковая сторона усвоена полностью. Отсутствие, замена звука на другой или его неточное воспроизведение расцениваются как признак какого-либо речевого нарушения. Практически усваиваются все грамматические формы, предлоги используются в разнообразных значениях. Для ребёнка не составляет труда передать содержание знакомой сказки. Пересказ может состоять из 50 предложений. В этот же период ребёнок начинает овладевать навыками письменной речи (письмом и чтением). Исходя из всего выше перечисленного, хотелось бы призвать родителей быть внимательными к детским проблемам, не откладывать визит к специалисту в долгий ящик, не ждать, что всё «пройдёт» само собой, что ребенок заговорит не в 2 года, так в 5 лет. Такое, к сожалению, бывает не часто. Нужно помнить, что с момента рождения до трёх лет ребёнок усваивает столько же информации, сколько потом он усвоит в период с 3 до 17, а речь - важнейший компонент полноценного развития психической, интеллектуальной и познавательной деятельности ребёнка, становления его личности.

Если же до школы не решены речевые проблемы, то, к величайшему сожалению, у подавляющего большинства детей с речевыми проблемами реальная успеваемость по одному языку соответствует отметкам «2» и «3» по пятибалльной шкале. Достаточно часто к нарушениям устной речи добавляются нарушения письменной речи, так называемые «дисграфия» - нарушение письма и «дислексия» - нарушение чтения. И лишь совсем небольшая группа детей с речевыми особенностями не испытывает сложностей в изучении родного языка. Это те дети, у которых сохранны все компоненты речи, кроме произношения отдельных звуков.

Что предотвратить неуспеваемость и сгладить возможные негативные последствия психического развития ребёнка с речевыми проблемами, во многих общеобразовательных школах введена должность учителя-логопеда. Задачей специалиста является своевременное выявление и оказание квалифицированной помощи детям со своеобразным речевым развитием, а также сопровождение детей, посещавших логопедические детские сады, логопедические группы детских садов, занимавшихся в специализированных центрах и поликлиниках.

Необходимо отметить тот факт, что родители, замечая речевые особенности детей, не всегда обращаются за помощью к логопеду, первые их вопросы адресованы чаще всего врачам - педиатрам, невропатологам. И, к величайшему сожалению, достаточно часто получают совет подождать, когда ребёнку исполнится пять лет. Получившие такой совет родители добросовестно ждут, когда же речь будет соответствовать возрасту. Чаще всего, не дождавшись речевого прорыва, они приводят детей к логопеду. И бывает это, как правило, уже непосредственно перед поступлением ребёнка в школу. Становится ритуальным диалог между родителями и специалистом: «Где же вы раньше были?». «А нам сказали, что нужно подождать. Если же ребёнок к пяти годам не заговорит, тогда только обращаться к логопеду. Вот мы так и сделали». Прочтя эту статью, читатель уже сам сможет дать ответ этой категории родителей, когда обращаться к логопеду.



Понравилось - репост: