Все, что вы хотели знать о парфюмерии… | ||||
Парфюмерия давно перестала быть уделом избранных! Парфюмеризация всей земли успешно совершилась! Количество ароматов не поддается исчислению, новинки появляются как грибы после дождя, пессимисты твердят о том, что духи превратились чуть ли не в предмет гигиены. И все же… Ароматы бесспорно имеют над нами магическую власть. Иначе зачем бы мы искали «свой» запах с тем же упорным вдохновением, что и свою вторую половину? Об этом и о многом другом рассказывает известный парфюмер, президент парфюмерной марки Azzaro,президент совета директоров Федерации парфюмерной промышленности Франции, президент синдиката парфюмеров Франции и французского комитета парфюмеров Жерар Делкур. Обилие туалетной воды на прилавках, как ни странно, не способствует развитию искусства пользования парфюмерией. Большинство людей по-прежнему мало что знают о таком интересном предмете, как запах. Поэтому мы, я имею в виду Федерацию парфюмерной промышленности Франции, решили нести это знание в массы и организовали небольшие передвижные выставки. Вот уже год такой передвижной проект путешествует по аэропортам Франции. Эта экспозиция перемещается из аэропорта в аэропорт каждые 15 дней. Выставка занимает незначительное пространство – всего 50 квадратных метров зала ожидания, но отдача от нее невероятно велика. Если бы вы знали, как огромен, оказывается, интерес людей к таинствам производства запахов! Но это и есть наша задача – чтобы люди лучше узнали, как появляется на свет парфюмерия. Эту выставку очень хочется привезти в Россию. Основная сложность – составить расписание ее перемещения. Но мы уже думаем об этом. Духи с Севера на Юг В разных странах люди по-разному относятся к парфюмерии. Есть даже экстремальные отклонения. Например, огромная разница существует между бразильцами и японцами. Бразильские женщины заботятся о своем теле, о физической привлекательности, как, пожалуй, больше никто в мире. Я думаю, что это потому, что жизнь у них более праздная, или, вернее, праздничная. Поэтому они больше других потребляют парфюмерии и косметики. Вообще южане парфюмерию любят больше! В северных странах отношение к запахам более сдержанное. Примером же экстремально сдержанного отношения к ароматам являются японцы. В Стране восходящего солнца до сих пор сильны культурные традиции, согласно которым от человека не должен исходить сильный запах. Поэтому там не принято использовать парфюмированные кремы и лосьоны для тела. Этот подход принципиально отличается от европейского, где исторически как раз сложились другие правила игры. Но и Европа, как я уже говорил, неоднородна. Европейцы отличаются друг от друга и по уровню развития, и по повседневным привычкам. Есть разница и во вкусах. Например, у такого свежего запаха, как Chrom (Azzaro), больше поклонников в Северной Европе, а насыщенный, сладковатый аромат Azzaro Pour Homme (Azzaro) лучше работает в Южной. Парфюмер и маркетолог. Кто в доме хозяин? Сейчас стали говорить о том, что парфюмер – это человек, который воплощает в аромате некую маркетинговую идею. То есть сначала специалист по рынку просчитывает, аромат какого типа будет пользоваться наибольшим спросом, а уже потом парфюмер создает композицию. Это не совсем так, конечно. Здесь все зависит от Дома, от марки. Есть, конечно, марки, которые сначала создают маркетинговую идею, а потом под нее подгоняют аромат, они есть и среди марок первой десятки, но я не хотел бы о них говорить. Остались и те, кто поступает наоборот. И я считаю, что будущее именно за ними. Штампуя новинки, невозможно, по крайней мере очень тяжело, создать произведение искусства, а без этого невозможно попасть в число первых. Покупателя ведь не обманешь – сколько бы денег ни было вложено в рекламу, малоинтересный аромат продаваться не будет. Кстати, о новинках. Обратите внимание, что ни Chanel, ни Guerlain не выпускают новые ароматы каждый год. Mugler создал Angel почти 12 лет назад. Мы создали Azzaro Pour Homme в 1978 году, Chrom – в 1996 и Vizit – в 2003. А вообще, чтобы создать аромат, в среднем требуется два года. Духи для кошек и младенцев В последнее время искания парфюмеров не ограничиваются поиском новых ингредиентов. Для многих рамки традиционной парфюмерии стали тесны, и, как результат, стали появляться духи для детей, беременных женщин, молодых мам, геев. Очень громким был запуск аромата для собак O, my dog! и продукта для кошек O, my cat. Кстати, оба эти аромата оказались провальными. Теперь их производство прекращено. Конечно, это любопытный опыт, но не более того. Я не считаю такие эксперименты интересными. Ну что такое аромат для младенца? Любая мама вам скажет, что ребенок, тем более младенец, не должен быть надушен! И не только потому, что он и так чудесно пахнет, но и потому, что ему нужно учится реагировать на естественные запахи – запах мамы, запах своей комнаты, а парфюмерия этому только мешает. А если вы попытаетесь надушить собаку, то она скорее всего убежит! Для меня это всего лишь маркетинговый ход, который любопытен, но не интересен. Возьмем, например, самые известные во Франции детские духи – Tartine et Chocolate. Лучше всего они продавались в Японии. И знаете почему? Потому что это очень легкая композиция, она весьма понравился японкам, которые, как я уже говорил, предпочитают носить едва ощутимые ароматы. Я думаю, что реальным потребителем парфюмерии человек становится в возрасте 12-13 лет. Это возраст, когда впервые хочется нравиться и соблазнять, и вот тут и приходит на помощь парфюмерия . Но детская туалетная вода здесь совершенно не при чем. Не думаю, что нужно создавать специальную парфюмерию для данного возраста, так же как и духи для пожилых. Что нынче модно? Когда меня спрашивают, каковы тенденции в парфюмерии и что сегодня в моде, я всегда говорю, что всегда актуальна классика. Сhanel № 5, Azzaro Pour Homme, Shalimar… Это старинные запахи, которые тем не менее всегда будут находить новых поклонников, потому что у них есть ярко выраженная индивидуальность, а она всегда выдерживает испытанием временем. И тем не менее наряду с классическими на рынке существуют и актуальные, находящиеся в русле той или иной тенденции ароматы. Парфюмерный рынок – это смесь классики и тенденций, которые приходят и уходят. В 90-е годы, например, в фаворе среди мужских ароматов были свежие, а среди женских – цветочные. Сейчас для сильного пола более актуальны древесные запахи, а для прекрасного – восточные ароматы. Парфюмерная мода, кстати, очень сильно взаимосвязана с процессами, происходящими в общественном сознании. Ведь что такое свежесть? Это легкость, комфорт, отказ от броских вещей, древесные же ноты отражают желание иметь яркую индивидуальность. Сейчас модно иметь свое я, со всеми его неповторимыми особенностями, данным настроениям больше соответствуют древесные и восточные ароматы. Что последует за этим увлечением? Я не знаю. Тенденции зависят от тех открытий, которые могут произойти в источниках сырья для парфюмеров. Мы ведь знаем еще далеко не все естественные, встречающиеся в природе ароматы, еще массу открытий предстоит сделать в том, что касается способов обработки уже известных запахов, которые позволят использовать их новые нюансы. Например, 15 лет назад была открыта технология head spiece, благодаря которой мы могли собирать аромат цветка, не срезая его, а потом реконструировать натуральную молекулу аромата в лабораторных условиях. Вообще природа очень любопытна. Утром цветок пахнет иначе, чем перед заходом солнца, так что природа преподнесет нам еще массу сюрпризов! Сегодня в палитре парфюмера примерно 5000 запахов, но мы продолжаем искания. Очень любопытны опыты с неприродными ароматами. Вспомните аромат Black Bulgari. Это запах городской улицы. Там есть капелька битума. Капелька резины, асфальта… Не знаю, будут ли пользоваться ароматы подобные этому широкой популярностью, но без таких экспериментов профессия парфюмера перестала бы развиваться. Всегда нужен кто-то совершенно сумасшедший, чья новаторская идея, может быть совершенно не жизнеспособная сама по себе, даст толчок развитию всей отрасли. В 1997 году в Нью-Йорке два молодых человека организовали фирму «Домидер», которая выпускала необычные духи. Эти молодые люди экспериментировали с домашними запахами. Их вдохновляла кухня, в которой живут запахи овощного супа, рыбы, томатов, хлеба. Ароматы гостиной с ковром, пропахшим пылью, и старой деревянной мебелью. В общем это был очень интересный эксперимент, но они разорились. Наиболее продаваемым у них был запах капуччино. Все остальные не пользовались спросом. И тем не менее их усилия не прошли даром, им удалось встряхнуть парфюмерное сообщество, и, возможно, скоро палитра парфюмеров станет шире. Как пользоваться парфюмерий? Лет десять назад очень популярны были рекомендации, как пользоваться парфюмерией. Что наносить вечером, что утром, что идет блондинкам, что брюнеткам и т.д. Конечно, есть духи, которые можно предпочесть, собираясь на работу. В этом случае не рекомендуется наносить тяжелый, мощный запах, более уместный на вечеринке. Естественно, летом тоже лучше использовать запахи свежие, а зимой ориентальные и т.д. Конечно, есть запахи, которые более адаптированы к месту и времени. Но я хочу напомнить, что в парфюмерии есть классика. Эти ароматы могут быть использованы повсюду и в любой момент. Примерно треть всех потребителей хранят верность одному-единственному запаху, с которым не расстаются ни утром, ни вечером. Что ж, это их выбор. Но деление на блондинок и брюнеток с точки зрения выбора аромата не имеет никакого смысла, потому что духи – это стиль жизни, к которому цвет волос или глаз не имеет никакого отношения. Окружение, привычки, манеры – это имеет значение. Что такое селектив? В духах, конечно же, самая главная часть – это сам запах. А потому большие Дома очень много инвестируют денег именно в поиск новой формулы, новых ингредиентов. Стоимость формулы – это примерно 40 процентов цены за аромат. Заказчик может прийти к парфюмерам и сказать: создайте мне запах, который бы не стоил больше такой-то суммы. Селективные же марки не имеют лимита по цене и заказывают самые дорогие ингредиенты. А качество ароматических составляющих влияет на качество туалетной воды в целом. Вы разу чувствуете дорогой аромат. Он элегантен, тонок, ярок, но ненавязчив. Стойкость аромата Я знаю, что очень многих волнует вопрос, почему раньше достаточно было капельки духов, чтобы платье пахло ими недели, месяцы и даже годы, а сегодняшние ароматы очень быстро выветриваются. Ну, во-первых, сегодня принято использовать туалетную воду, а не духи, которые отличает большая стойкость. Во-вторых, аромат, который держится неделю, современному человеку просто не нужен. Потому что он каждый вечер принимает душ, меняет одежду, утром ему нужно быть на деловой встрече, а вечером на романтическом свидании. Темп нашей жизни гораздо быстрее, чем 100 лет назад, потому и Chanel № 5 сейчас держится не так долго, как в 1921 году, когда этот аромат создали. Потом, наши бабушки использовали натуральные ткани, и на них духи держались дольше, чем на синтетике, которую мы носим сейчас. Никакого специального фиксатора запаха, который раньше якобы добавляли в ароматы, а сейчас нет, не существует. Стойкость запаха характеризуется естественной способностью того или иного вещества пахнуть. Первыми испаряются свежие запахи, цитрусовые, цветочные испаряются чуть медленнее, древесные – еще медленнее и, наконец, ориентальные ароматы – настоящие долгожители. Каждый ингредиент имеет свою скорость испарения, и этим-то и определяется стойкость духов. Интернет магазин парфюмерии "Дарина"
|