На помощь жертвам домашнего хаоса пришла американская домохозяйка, создавшая революционную систему уборки Fly Lady.
Сколько людей, безвольно опустив руки, наблюдают за тем, как дом зарастает хламом и грязью! С каждым днем приняться за уборку становится все труднее, объем работы пугает, к тому же по вечерам не остается сил, а по выходным – желания. На помощь приходит американская система поддержания порядка Fly Lady Уборка - самое бесперспективное занятие в мире. Достигнутый неимоверными усилиями порядок настолько недолговечен, что кажется обидным тратить на него силы и время. Кто-то готов сутки напролет воевать с грязью, но большинство сдается на волю победителя. На помощь жертвам домашнего хаоса пришла американская домохозяйка, создавшая революционную систему уборки Fly Lady (в переводе - летающие, или, что звучит забавнее, реактивные хозяйки. Хозяева, впрочем, тоже). К домашнему труду американка применила классические методы по управлению заводами и корпорациями: каждый день - маленькие шажки для достижения желаемого результата. Таким образом без особых затрат времени и сил удается в течение нескольких недель навести в доме порядок и чистоту, а затем, тратя не более 3 часов в неделю, поддерживать блеск на должном уровне. Как этого достичь? Давайте разберемся. 15 минут – и не больше Первый и главный принцип «реактивных хозяев» - работать каждый день по чуть-чуть, а не до полного блеска и до изнеможения. Вся квартира делится на зоны (ванна, кухня, гостиная, спальни). Выделяются «горячие точки», где вещи имеют обыкновение накапливаться сами по себе. В спальне, например, такими точками являются стулья у постелей – на них непостижимым образом скапливается одежда, книги, тюбики с кремом… Каждый день вы всего 15 минут убираете очередную зону (график работы в каждой зоне составьте сами, например: воскресенье – кухня, понедельник – туалет и ванная, вторник – гостиная и так далее). Главное внимание уделяете разборке завала в «горячей точке» и легкой уборке, если же все выглядит чистым, все равно протираете поверхности – это второй принцип, «мыть по чистому».
Система Fly Lady использует качество человеческой психики проявлять активное внимание не дольше 15 минут, после чего активность падает. Если чередовать 15 минут домашней работы и 15 минут чтения любимой книги, то, как утверждают приверженцы системы, у вас сложится впечатление, что вы отдыхали, а в квартире стало чище. Однако для многих существует опасность «увязнуть» в уборке дольше, чем на 15 минут. Чтобы избежать этого, рекомендуется заводить таймер или будильник. Система хороша именно тем, что помогает избавиться от перфекционизма, который в сочетании с нехваткой времени или ленью приводит к катастрофическому беспорядку в доме. Выберите в квартире одно место, которое всегда будет сверкать чистотой благодаря вашим ежедневным стараниям. Fly Lady выбирает кухонную раковину. «Каждый вечер начищайте раковину до блеска! Это станет первой привычкой, с которой стоит начинать новую жизнь». Контрольный журнал Fly Lady рекомендуют идеальный прием, помогающий систематизировать домашний труд. Вы заводите специальную тетрадку, в которой отмечаете планы на грядущую неделю. Вписывая в контрольный журнал то или иное задание, вы облегчаете с психологической точки зрения его выполнения. Некоторые наклеивают в ключевых точках дома записки с напоминаниями самим себе – это тоже прекрасно работает. Контрольный журнал обладает свойством замечательно упорядочивать жизнь. Уделяя его ведению совсем немного времени, мы планируем свое время и вносим порядок в свой быт. По системе Fly Lady каждый день недели посвящен одному главному заданию – закупке продуктов, готовке на ближайшие 2-3 дня, стирке, глажке и так далее. Если вы запланированно гладите по вторникам, у вас просто никогда не вырастет гора мятого белья, к которой будет страшно подступиться. Если такая гора уже скопилась, впишите в контрольный журнал 15 минут глажки через день, и к концу недели от ваших завалов не останется и следа. В контрольный журнал записывается меню на неделю (кому-то подобная планировка покажется странной, однако это здорово облегчает жизнь и… экономит деньги на продукты). Если вы должны оплатить счета или сделать нужные звонки, впишите эти задания на соответствующий день. В контрольном журнале хорошо указывать дни рождения и другие важные даты, составлять расписание детских прививок и кружков, другие полезные заметки. Рутина – нескучное слово Кроме ежедневной 15-минутки чистоты в намеченной зоне, существуют рутинные дела, которые мы выполняем независимо от настроения или наличия времени. Это так называемые рутины системы Fly Lady. Например, утром вы всегда умываетесь, чистите зубы, готовите сэндвичи семье? Это и есть ваша рутина. Добавьте к рутинной работе каждый день одно маленькое задание, например, во время утреннего умывания вымыть раковину в ванной или сменить полотенца. В вечернюю рутину обязательно включается уборка разбросанных вещей, уточнение планов на завтра (работа с контрольным журналом) и… задание «побаловать себя» - принять витамины, сделать маску, полежать в ванне и так далее. К рутинам Fly Lady рекомендует привыкнуть и выполнять автоматически, не задумываясь и не колеблясь, подобно чистке зубов и принятию душа. Тогда уборка из нудного занятия станет необременительной привычкой, на что и направлена вся система. Долой ненужные вещи «Хлам невозможно организовать, его можно только выбросить!» — гласит одно из правил Fly Lady. Не поддавайтесь искушению купить новый шампунь или мыло, пока не израсходуете старые запасы. Ваш дом — не склад, а лишние предметы обладают замечательным свойством отнимать время, место и хорошее настроение. Журналы, каталоги, газеты, старый солнцезащитный крем, просроченные лекарства, непишущие ручки, старые зубные щетки, высохшие маркеры, носки без пары, изношенные мочалки и тряпки, стоптанные туфли, годами ждущая ремонта одежда, кастрюли, которые вы ненавидите, засохшие растения, пластиковые и стеклянные бутылки, пустые коробки, бумажные мешки, просроченные продукты в кухонных шкафчиках, малосъедобные продукты из морозилки, ненужные вазы, изношенные трусы и лифчики, старые календари, ненужные кухонные мелочи, неиспользуемые поваренные книги, сломанные коробки из-под CD… Список можно продолжать до бесконечности, и все это добро годами скапливается в вашем жилище, лишая его уюта, а вас – покоя. 10 шагов к порядку в доме Возьмите большой мешок для мусора, пройдитесь по комнатам и выбросите как минимум 27 ненужных вещей. Это могут быть расколотые чашки, скопище рекламных брошюр, драные майки и куча другого хлама, которым не пользуются больше года. Выбросите все, что не доставляет удовольствия: статуэтки, рамочки, картинки, салфетки, ненужные фотографии. Все, что годами собирало пыль и хранилось по инерции. Оставьте только по-настоящему красивые и приятные вещи. Книжки и журналы, которые ты никогда не будешь перечитывать, сложите на первом этаже около лифта - плохая книжка тоже мусор, выбрасывайте ее без сожалений. Если что-то не использовалось год, оно вообще не нужно. Если вам когда-нибудь понадобится коробочка именно такого размера, то вы просто пойдете и купите себе новую. Выбросите все, у чего закончился срок годности. Обратите особое внимание на шкафчик с лекарствами, ванную комнату и морозильную камеру. Составьте план ежедневных пятнадцатиминутных работ по разбору горячих точек. Это те самые вечно захламленные места, куда все домашние кидают вещи, которые лень положить на место. Такие точки имеют тенденцию разрастаться, завоевывая все новые пространства квартиры. Выберите место, которое для вас служит олицетворением порядка (журнальный стол в гостиной, кухонную раковину, ванную, туалет или тумбочку в спальне). Всегда поддерживайте его в сверкающем состоянии, даже если весь дом далек от идеала. Это придаст сил и уверенности в себе. Забудьте о словах «генеральная уборка». Если грязь появилась, уберите ее сразу. Гораздо легче протирать кафель над плитой после каждой готовки, чем отковыривать сантиметровый слой жира перед Песахом. Не покупайте новое, не использовав запасы. Не поддавайтесь соблазну скупить со скидкой или по «мивце» сразу четыре бутылки шампуня, шесть банок консервов или бесплатную коробочку, идущую в подарок к маслу. Приучите себя покупать не более одной запасной упаковки чего бы то ни было. Не старайтесь убрать все сразу. Пока вы будете восстанавливать моральное здоровье после стахановских рекордов, убранная площадь снова зарастет грязью. Уделяйте уборке всего пятнадцать минут сверх рутинных дел, зато каждый день. Заведите большую картонную коробку, оклейте ее нарядной бумагой и складывайте все то, что получено в подарок или куплено, но не подошло. Это – прекрасный источник будущих подарков друзьям и знакомым, причем даже без повода, просто в целях очищения собственного пространства. Если вы не работаете, обувайте с самого утра удобную закрытую обувь. В ней не так-то просто прилечь на диван на пять минут, которые в результате растянутся на весь день. Ничто не парализует волю домохозяйки больше, чем халат и тапочки.
|
|