Когда-то мамы и бабушки ревностно следили за нашим почерком, а в младших классах школы была «минутка каллиграфии», когда ученики старательно выводили в тетрадках букву за буквой. Сегодняшние дети охотнее барабанят по компьютерным клавишам, а вот заставить их поработать с прописью – задача не из легких. А, может, не стоит и волноваться? Зачем ребенку навыки красивого письма, если в современном мире они практически не находят применения?
Начните вовремя Психологи и графологи ни за что не согласятся с тем, что внимательное отношение к почерку – это пережиток прошлого. Графологи не напрасно могут по почерку определить характер человека. Мелкая моторика самым непосредственным образом связана с мозгом. Когда ребенок учится писать, у него возникает интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Работа с навыками письма – это часть активного развития личности. Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологических наук называет тренировку в чистописании хорошим психотерапевтическим инструментом, который позволяет научиться управлять собой, развить терпение, внимательность к деталям, усидчивость, избавиться от рассеянности. Когда же нужно начинать развивать навыки красивого письма? Мнение некоторых родителей, что чем раньше, тем лучше, является ошибочным. Лена Данилова - известный педагог, автор множества книг и статей, посвященных раннему развитию детей, предостерегает: «Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за интенсивности ежедневных занятий с малышом. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык. Через два-три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов». Целенаправленные занятия каллиграфией психологи рекомендуют начинать не раньше 6-ти лет. А до этого очень полезными будут упражнения для развития мелкой моторики: лепка, раскраски, игра с конструктором. Именно они подготовят почву для дальнейших занятий письмом.
Следите за мелочами Родители иногда замечают, что, если у них с детства был «страшный» почерк, то дети как будто заимствуют этот недостаток. Наследственность? Графологи утверждают, что собственно почерк (плохой или хороший) не передается по наследству - наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. Да, причины трудностей, которые возникают у детей при обучении письму, могут скрываться в особенностях характера. Но прежде чем их искать, нужно создать ребенку идеальные условия для овладения каллиграфией. Большое значение имеет, чем именно малыш пишет. Владимир Базарный, детский хирург в прошлом, ныне занимающийся вопросами охраны здоровья школьников и гигиеной учебы, подчеркивает, что правильное каллиграфическое письмо – это письмо, основанное на чередовании пластических усилий и расслаблений. Так пишет ребенок, в руке у которого перьевая ручка. Если ваш маленький ученик пишет шариковой ручкой, то он испытывает постоянное мышечное напряжение. Причем это касается не только руки, но и спины, плечевого пояса, косых мышц живота. Такая техника наносит вред не только физическому здоровью школьников, но и психическому. Вывод: вложите в руку ребенка старую добрую перьевую ручку. Если ребенок жалуется, что у него устали руки, плечи, сделайте ему расслабляющий массаж: * похлопайте тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью; * захватывайте мышцы массируемой зоны пощипывающим движением большого и указательного пальца с постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима; * выполните мягкие рубящие движения ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе. Обязательно следите за осанкой ребенка: он должен сидеть за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошвы полностью касаются пола. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку: ее удерживают большой и средний палец, указательный лишь придерживает ручку сверху. Кисть при письме свободно движется, локоть пишущей руки неподвижен. Чтобы повысить мотивацию ребенка к овладению письмом, подарите ему красивую, «взрослую» ручку и блокнот (не тетрадь. Тетрадь – это типично школьный атрибут, а блокнот – приятный подарок). Занятие каллиграфией должны приносить ребенку удовольствие – тогда и результат не заставит себя ждать. Автор статьи: Алена Набатчикова
|
|