Дочка: "Мама, купи мне эту Барби на день рождения, смотри, у нее глазки закрываются, я такую по телевизору видела!"
Мама: "Но у тебя же уже есть три Барби!"
Дочка: "А такой нет, она лучше!"
Вероятно, картина многим знакомая. После недолгих препираний мама сдается - в конце-концов, ребенок получит на день рождения именно то, что он хочет. И при этом мы не осознаем, что наш выбор уже предопределен - не нами, и даже не нашим ребенком, а разработчиками коммерческих проектов, очень хорошо знающими, каким образом можно на него повлиять. Гамбургский ученый-педагог Петер Штрук, размышляя об этом, обнажает всю циничность сложившейся ситуации: "Подрастающее поколение с его новой мыслительной формацией, сформированной системой мультимедиа, становится удобной мишенью для различных манипуляций в профессиональной, политической, культурной и других сферах. Оно более подвержено опасности оказаться в роли роботов, которая навязывается детям современными технологиями, чем поколения, выросшие без телевизора, компьютера и электронных игр". Телевизионная реклама наиболее агрессивно вторгается в наш внутренний мир, воздействуя одновременно на слуховое и зрительное восприятие, и если взрослые все же в какой-то степени способны противостоять ее натиску, пусть даже самому привлекательному, то дети все воспринимают на веру:"Это правда, потому что это показывали по телевизору!" Дети не имеют критичности, свойственной взрослым, рациональности, они доверчивы, и восприятие их в первую очередь эмоционально - все, что нравится - то хорошо и полезно. Но мы, взрослые, уже знаем, что это далеко не так. Значит, у нас появляется и еще одна родительская задача - учить детей противостоять рекламным воздействиям, а это означает, в свою очередь, что мы должны привносить в их детский мир недоверие к нам, взрослым - "не все так, как говорят и пишут" или "то, что ты видишь на экране - зачастую обман"... Это разрушает волшебство и непосредственность детского восприятия, закладывает негативизм по отношению к окружающему миру - ведь на самом деле ему нельзя доверять! Будет ли такой ребенок в будущем открытым и свободным или недоверчивым и
подозрительным? Поэтому не стоит удивляться, что в последнее время непомерно снизилось уважение подростков к взрослым - будь то родители, учителя или просто незнакомые люди. Здоровая нота критичности, разумеется, должна присутствовать у каждого человека, но если она начинает закладываться в "розовый период детства", то в дальнейшем может принять извращенные формы. Любого из нас удивил бы трехлетний малыш, заявляющий, что под елку подарки кладет никакой не Дед Мороз, а папа с мамой, купившие их в соседнем магазине, и наоборот, мы с пониманием и умилением относимся к вере детей в сказки - такова жизненная потребность детского возраста - верить в чудеса.Другой вариант - особенно не противостоять рекламе, а идти у нее на поводу (заметьте: не у детей на поводу, а у рекламы!) - что часто себе позволяют родители с хорошим материальным положением. В результате они не только сами "зомбируются", но и делают зомби из своих детей. Ребенок, с легкостью получающий то, что приготовил для него "умный дядя, сидящий позади экрана телевизора", становится активным потребителем, аппетиты которого постоянно растут - приобретаются все новые Барби, конструкторы ЛЕГО, книдерсюрпризы, компьютерные игры... На вопрос, почему вы купили ребенку Барби, одна мама ответила: "У многих девочек в школе есть такие куклы, моя дочка тоже хотела, я подумала, что ведь для Барби нужна одежда, а на нее очень удобно шить."- "Ну и как, шьет Ваша дочка одежду для куклы?"- "К сожалению нет, потому что когда она пыталась это делать, получалось всегда хуже, чем то, что продается в магазине, и мы стали покупать", - последовал ответ. С этого момента уже можно говорить о психологии потребительства, воспитываемой подобными коммерческими проектами - ребенок, который еще ничего не производит, уже стремится активно потреблять - и это не его вина, а аморальность всепроникающей коммерциализации, которая не останавливается даже перед беззащитностью детства. Не оставит реклама в покое и более старшего ребенка - подростка. Естественное желание в этом возрасте быть принятым в кругу сверстников, и вместе с тем выделяться среди них, потребность в создании жизненного идеала - все это учтено в психологии рекламы: "Смотрите, мы ребята веселые, красивые и сильные, мы жуем...", "А мы еще лучше - мы пьем..." - и вспоминается образ не отягощенного интеллектом молодца, лихо выстравающего в ряд бутылки с пепси. Прекрасный пример для подражания! И вот вместо того, чтобы задумываться над смыслом жизни и совершенствовать себя - а это потребность подростково-юношеского возраста при нормальном развитии - наш ребенок задается целью, как выудить из родителей деньги на приобретение того или иного объекта рекламы. А сколько раздоров и напряжения привносят они в семью, если ребенку отказывается в их приобретении! И чем старше он становится, тем меньше испытывает доверия к советам родителей, поскольку рекламные зазывания всяко сулят больше удовольствия, чем родительские запреты. Реклама напрямую оказывает негативное влияние на развитие личности. В рекламных продуктах нам навязываются идеалы красоты, жизненные цели, образ жизни, которые практически недостижимы для подавляющего большинства людей, и тем не менее она заставляет к ним стремиться, сравнивать себя с ними, постоянно терпя поражение и испытывая недовольство собой. Также и дети, играя с несуразной по пропорциям куклой Барби и ее "приятелями" начинают видеть в ней идеал, к которому надо стремиться - и понятно, никогда его не достигнут. Не следует думать, что небезобидна только телевизионная реклама. Интересно описал свои чувства по отношению к ней немецкий педагог В.Сассманхаузен: "Я с приятным волнением ехал в машине на встречу с коллегами из других стран, вспоминая наши предыдущие теплые встречи и размышляя о том, что нового я расскажу им о своей жизни и работе и как постараюсь передать переполняющие меня чувства общности и радости от новой встречи. Но вдруг на обочине промелькнул большой и яркий рекламный щит - что-то по поводу машинного масла. И через некоторое время я поймал себя на мысли о том, что уже не думаю ни о коллегах, ни о будущей встрече, прошел тот радостный подъем, который я испытывал еще несколько минут назад, и я погрузился в мысли о состоянии своего автомобиля..." Так реклама вторгается в духовный мир нас, взрослых, нарушая ход наших мыслей и чувств и подчиняя себе наши желания. Что же говорить о детях, у которых взгляды на мир только формируются, и неотъемлемой частью их становятся внушающие лозунги рекламных щитов и плакатов. Известно, что в Швеции запрещена реклама, направленная на детей, так как они считают, что в основе любой рекламы стоит пагубный для формирующейся личности смысловой мотив "надо только захотеть, чтобы это было". Это искажает представление у детей о принципах, на которых строится общество, формирует психологию потребительства, а не созидания. Швеция же вошла с инициативой в ЕС запретить с 2001 года "детскую" рекламу в ее странах. Но остается реклама для взрослых, а как известно, дети учатся подражанием, поэтому результат таких мер очевидно не будет достаточным. И все же - это хоть какие-то меры. Неужели мы любим наших детей меньше, чем шведы? Если нет - то хотя бы не забудьте выключить телевизор!
|
|