Она и он

Она и он

Был аист нами в 9 лет забыт,

Мы в 10 взрослых слушать стали,

В 13, пусть мать меня простит,

Мы знали все, хоть ничего не знали…

К.Симонов

Эти строки могут служить эпиграфом к разговору о периоде формирования полового влечения — третьем, и, пожалуй, самом важном этапе психосексуального развития. Он начинается в ранние школьные годы и, пройдя несколько последовательных стадий, завершается уже за пределами детства и юности — в 25—26 лет. Если предшествующее развитие происходило на относительно спокойном гормональном фоне, то с 11—12 лет начинается и бурно усиливается функция половых желез. У девочек появляются менструации, у мальчиков — поллюции. Формируются эрогенные зоны. И все это в сочетании со становлением личности, характера, с попытками выработать собственные взгляды, пересмотреть свое место в семье и обществе. Для подростка характерна неустойчивость настроения, сочетание противоречивых черт — развязности и застенчивости, стремления к самостоятельности и повышенной внушаемости. Главная его забота — доказать самому себе и всем окружающим, что он уже не ребенок, что ему должно быть дозволено и доступно все, что доступно взрослому.

Если подросток не встречает понимания дома, не привык обсуждать здесь волнующие его проблемы, он идет на улицу, в компанию, где он чувствует себя вольготно и раскованно. В подобных группах под влиянием старших лидеров нередко формируются весьма нежелательные эталоны мужского и женского поведения, а внушаемость подростка, его подверженность влияниям среды создают благодатную почву для формирования сексуальных нарушений.

Потому нас и тревожит сегодня эта подростковая вольница, эти так называемые неформалы, стоящие в подъездах, бродящие по улицам. Потому нам страшно за 13—14-летних девочек, когда мы видим их в этих компаниях. И не так уж беспочвен этот страх. Ранняя половая жизнь, хоть и не стала нормой, как иногда преувеличенно считают, но, к сожалению, и перестала быть исключением. И врачам-сексопатологам, акушерам-гинекологам, венерологам приходится сталкиваться с ее тяжелыми последствиями, выправлять или, во всяком случае, пытаться выправить исковерканные юные судьбы. Большинству из детей к школьному возрасту уже действительно известно, что детей не аист приносит. Но ведь это знали дети и раньше! Симоновские строки — о довоенном поколении, о тех, кто сегодня в ранге бабушек и дедушек. Да и ничего нет страшного в подобной осведомленности! Наоборот, чем раньше она приходит, тем спокойнее воспринимается.



В раннем детстве представления о собственной женской или мужской роли еще очень расплывчаты, неопределенны. Но с началом менструаций девочка должна знать, что отныне становится возможной беременность. Ей должно быть понятно и то, насколько это было бы сейчас для нее опасно. А мальчику следует знать, что с появлением поллюций природа идет ему на помощь, но по всем остальным параметрам, кроме биологического, он пока еще не мужчина.

В неведении нет никакой добродетели, в правильном же, неискаженном знании — никакой угрозы нравственности. Опасно другое: если мальчики и девочки не пройдут естественных, свойственных возрасту этапа развития сексуальности.

Будущему мужчине, будущей женщине необходимы и наивные радости первой детской влюбленности и нежная эротическая окраска пробуждающегося влечения. Эротическое фантазирование, когда подросток представляет себя наедине с любимой и мысленно разыгрывает нежные сцены, — это тоже не порок, а норма и даже необходимость. Первая влюбленность может появиться уже в возрасте детского сада. И мальчик чисто интуитивно поступает правильно: он принесет понравившейся девочке игрушку, он отдаст ей за обедом свое яблоко, он захочет идти на прогулку в паре с ней. Позже, в 12—13 лет, когда такая влюбленность приобретает эротическую окраску, захочется прикоснуться к предмету любви. Испокон веков существовала мальчишеская шалость — дергать девочек за косы. Примерно с 5—6-го класса ребята стараются отнять у девочек то портфель, то ластик, то шапочку. Такие игры — способствуют обратить на себя внимание, создать ситуацию, при которой можно было бы прикоснуться к девочке, испытать, что это за ощущение. Иногда в классе начинается буквально эпидемия записочек, перешептываний, разделение на влюбленные пары.

Все это — естественные спутники возраста. Отнеситесь к этому с пониманием, не спугните первых увлечений своих детей-подростков! И, главное, учите их общению, выражению своих чувств. Важно развивать у ребенка способность сострадать, любить, жалеть, говорить нежные слова. Пусть на дни рождения к вашей дочери уже с первых школьных лет приходят и мальчики, к сыну — девочки. Учите его встречать их, помогать им снять и надет пальто, проводить до дому. Посоветуйте пригласит девочку в театр, на концерт.

Если он не научится так реализовать просыпающееся влечение, получать радость от всего того, что принято называть ухаживанием, он может сразу же шагнуть к тому, что будет считать единственным вариантом взаимоотношений мужчины и женщины, — к половой близости.

Как предотвратить ранние половые контакты? Система запретов, как показал многовековой опыт человечества, недейственна: запрет либо будет нарушен, либо вызовет ожесточение, заставит подростка замкнуться, закроет для родителей доступ к его душе. Да и трудно разделить сложную сферу взаимоотношений юноши и девушки на категоричные «нельзя» и «можно». Самое правильное — не запрещать, а воспитывать у подростка иммунитет к цинизму и пошлости, интуитивное ощущение той черты, которую переступать до времени нельзя. Но если уже говорить о запретном, то возражать надо и против петтинга — той степени откровенных ласк, при которой доводят себя до оргазма. Закрепившись, подобная суррогатная форма половой активности может в будущем затруднить нормальную половую жизнь.

Сексуальность естественна, но это не значит, что она стихийна, не подконтрольна разуму, воле, внутренней моральной цензуре. И очень важно, чтобы у подростка были идеалы, устремления, цели, перекрывающие своим звучанием этот «зов природы».

Раннее начало половой жизни — это все-таки отклонение от нормы. И у подростков, познавших этот соблазн, как правило, есть какой-то надлом в психике, какая-то духовная обездоленность. Характерная деталь: девочки, начавшие половую жизнь в 14—15 лет, в подавляющем большинстве в беседах с врачом плохо отзывались о своих матерях. Многие из них росли без присмотра, видывали, и не раз, своих матерей безобразно пьяными; от них не скрывали и другое, не предназначенное для чужих, особенно детских глаз. У некоторых матери были хотя и работящие и безупречно нравственные, но чрезмерно строгие, требовательные, сухие.

Недоласканность, эмоциональная бедность отношений может подтолкнуть девочку уйти из дома. Причем самое страшное в таких судьбах — случайность половых контактов, во время которых девочка-подросток не испытывает полноты сексуального удовлетворения. А раз все равно — этот или другой, то не лучше ли тот, который еще и платит деньги? Вот каким пороком может обернуться неправильное воспитание в семье, породившее бедность эмоций, неумение любить...

Каждая функция человеческого организма в период своего становления особенно ранима. Это относится и к формированию полового влечения. В подростковом периоде большую опасность представляет знакомство с порнографией. Вот чего надо бояться, вот от чего ограждать! Если раньше арсенал порнографии составляли только разного рода картинки, то теперь есть и нечто более впечатляющее — видеофильмы. Как правило, в них показаны и половые извращения, и если у зрелого мужчины или женщины просмотр такого фильма может вызвать любопытство, легкое возбуждение или брезгливость, то для подростка, еще не знающего нормальной половой жизни, это — потрясение. Причем потрясение, способное навсегда закрепить у него, только такие извращенные формы полового удовлетворения. Возбуждение, испытанное при знакомстве с подобными сценами, нередко дает толчок к развитию полового извращения, именуемого визионизмом: когда мужчина сам не способен совершить половой акт, а удовлетворения ищет в подглядывании за другими.

В порнофильмах присутствуют и сцены полового садизма. Конечно, не каждый подросток, посмотревший такой фильм, станет садистом. Эта вероятность велика в основном для тех, у кого есть изъяны развития личности, кто с детства был глух к чужим страданиям. Недаром же во всем мире вместе с подъемом волны порнографии поднялась и кривая сексуальных преступлений, совершенных подростками. Период развития сексуальности, о котором идет речь, — самый значимый для всей будущей жизни, недаром же природа отвела ему такой долгий срок. Отрочество и юность — это пора, когда надо учиться любить.



Понравилось - репост: