Книжки-развивалки

Книжки-развивалки

Большинство детей обожают читать книжки, то есть слушать, как мама читает, рассматривать картинки, переворачивать страницы.

А если персонажи еще и двигаются, предметы крутятся, открываются, издают звуки, то книжка превращается в увлекательную развивающую игру. В книжных и Интернет-магазинах их так и называют - книжки-игрушки.

Когда читательницы этой статьи были маленькими девочками, единственным примером подобных книг были панорамные книжки. На каждой странице перед нами в буквальном смысле открывался новый мир: дома, мебель имели форму, словно на сцене там были передний и задний план, и даже персонажи могли двигаться. Такие книжки есть и сейчас. Они прекрасно иллюстрируют действие, развивают пространственное мышление, фантазию. И современные дети с тем же упоением рассматривают объемные странички, как это делали их мамы.

Но панорамными книжками сегодня уже никого не удивишь. На полках магазинов появились яркие книжки, в которых сказки или стихи не просто сопровождаются картинками. В них ребенку предлагают самостоятельно научиться чему-то новому, стимулируя естественный для ребенка познавательный интерес. Поэтому я бы назвала их развивающими книжками-игрушками.

Совместные усилия педагогов, художников и издателей воплотились в несколько серий, с помощью которых малыш сделает свои первые важные открытия.

Вот несколько основных групп, которые вы найдете практически в любом книжном магазине.

Развивающие книги для детей. Какие они бывают?

* Серия «Потрогай и погладь». Эти книжки подходят даже для самых маленьких. Они снабжены вставками из различных текстильных материалов, приятных на ощупь и напоминающих мех разных зверушек. Поэтому на страницах этих книг малыши не только узнают о том, какие бывают животные, как они говорят, что умеют делать, но и смогут погладить их. А ведь всем известно, что развитие тактильной памяти не менее важно, чем зрительной и слуховой.



Очень популярными стали книжки, где объемные персонажи внезапно появляются на странице, чтобы поиграть с маленьким читателем. Пожалуй, их обожают все дети. Герои стихов оживают прямо на глазах довольного карапуза, словно выпрыгивают ему навстречу. Они бегают, машут хвостом или лапкой, прячутся и выглядывают из травы. Кому-то покажется, что такие книги не более чем развлечение, а развивающего элемента здесь нет и в помине. Тогда попробуйте дать ее полуторагодовалому малышу, и пусть он сам разберется, что к чему.

Зная о том, как дети любят «живые» картинки, книгоиздатели постарались на славу. Например, есть книжки, на страницах которых вырублены специальные отверстия. Когда ребенок просовывает в него пальчик, герои веселых стихов начинают двигаться, шевелят лапками, машут хвостиками и ушками. Еще один вариант - книжки с тканевыми пальчиковыми куклами. Маленькие куклы могут показывать картинки, читать стихи, инсценировать действие и даже общаться с малышом от имени героев. Все зависит лишь от желания и фантазии взрослых.

* Серия «Отогни и посмотри» предлагает ребенку ответить на вопрос или отгадать загадку и проверить себя, отогнув картинку.

* Книги из серии «А ну-ка поверни» предлагают малышу выбрать правильный ответ из двух вариантов, напечатанных на разных сторонах круга. Мне нравится, как в такой книге раскрывают понятия «день» и «ночь». Стихотворение и иллюстрация на странице показывают ребенку, что животные делают днем: собачка бегает, курочка гуляет с цыплятами, бабочка летает. Вращающийся круг надо повернуть так, чтобы на странице показалось солнышко. А на соседней странице те же животные показаны ночью: собака, курочка спят, и вся страница становится темной. Поворачиваем круг стороной с месяцем. В таких же ситуациях оказываются и люди, и растения, и машины. А есть и «задачка повышенной сложности», когда героем стихотворения становится сова. Малыш не только наглядно видит разницу между днем и ночью, но и понимает, что эти понятия касаются всего, что его окружает.

Похожие задания предлагают книжки из серии «Крутилки». Но здесь больше вариантов ответов, и их нужно находить в специальных прорезях. Например, кто что ест. На каждой странице появляется новое животное, а малыш крутит кружок, чтобы найти косточку для собачки, молоко для кошки, а сыр для мышек. Так же можно учить цвета и многое другое.

Отдельную группу развивающих книжек составляют книжки-пазлы. В них малыш может не только прочитать стихи и рассматривать картинки, но и собрать картинку. Такие книжки хорошо развивают логическое мышление, внимание, память и мелкую моторику. Ну а темы для сюжетов и способы соединения деталей могут быть совершенно разными. В одних книжках страницы легко разъединить, чтобы составить одну большую картину. В других детали располагаются в низу страницы, и из них можно составлять цепочки. Это могут быть животные Африки, транспорт - да что угодно. Порядок соединения не обязательно задается автором книги. Вы сами вместе с ребенком можете придумывать условия игры и складывать каждый раз новые цепочки.

Более сложный вариант, когда соединение деталей пазла подразумевает изучение новых понятий - например, обучение буквам или счету. В книжке «Счет на ферме» животные должны переехать на новую ферму. Для этого надо пересчитать всех зверят, рассадить в специальные тележки и соединить в паровозик.

Еще один интересный вариант - «перепутаница»: каждая страница книги состоит из двух частей, но они перепутаны. Чтобы прочитать стишок, нужно сначала правильно составить картинку.

Для таких книжек особенно важно качество исполнения страничек. Ведь малыш будет много раз соединять и разбирать детали. Старайтесь покупать книги из плотного картона, чтобы они долго служили малышу в его увлекательных играх.

Поистине уникальной можно назвать серию «Пластилиновый снежок», задача которой - познакомить малышей от года до трех лет с лепкой. В основе предложенной методики лежат приемы надавливания и размазывания. Ребенок сможет создавать пластилиновые картинки прямо на страницах книги.

Такие занятия помогут в развитии мелкой моторики рук, а следовательно, и мышления.

Для детишек постарше (3-4 года) прекрасно подойдут книжки с наклейками. В основном они бывают в форме домиков (домик для медвежат, для принцессы). Прилагаемые наклейки с деталями интерьера ребенок может наклеить туда, куда хочет, создавая свой собственный маленький мир.

Развивающие книги для детей. Как же их читать?

Первое знакомство с новой книжкой всегда должно происходить с кем-то из взрослых. Малыши порой проявляют такую активность в освоении чего-то нового, что могут быстро разобраться в том, что можно отогнуть, развязать или сложить, и весь развивающий элемент может сразу сойти на нет. Поэтому, даже если вы планируете занять ребенка такими книгами, чтобы выкроить время для себя или сделать что-нибудь по дому, обязательно почитайте ее вместе с ребенком хотя бы первые два раза. Но лучше изучайте книгу вместе. Тогда занятия не превратятся в банальный поиск спрятанных картинок.

Первый раз рассматривая книжку с ребенком, важно заинтересовать его. Для этого необходимо правильно подобрать ее. Как и при выборе любой развивающей игрушки, вашему малышу подходит книжка немного сложнее той, с которой он уже умеет играть. Иными словами, каждое новое умение всегда базируется на уже освоенных знаниях. Если вы купите то, что ребенок уже умеет, его увлеченность книгой или игрушкой быстро иссякнет, а развивающий элемент вообще будет потерян. А если она будет намного сложнее предыдущей, то он просто не будет в нее играть. Интерес всегда цепляется за что-то знакомое и понятное.

С другой стороны, задача увлечь ребенка книгой в большой степени лежит на родителях. Ребенок должен почувствовать, что перед ним открывается какая-то тайна, совершается чудо. Загадочный голос, ваша искренняя увлеченность и радость маленьких открытий могут творить чудеса. Творческий подход имеет особое значение при чтении книг с пальчиковыми куклами.

Не менее важно объяснить ему сам принцип работы с новой книжкой. Например, вы читаете загадку, вместе отгадываете ее, а затем можете проверить себя, отогнув края листа. Здесь главное - показать последовательность действий: сначала читаем и отгадываем сами, а потом смотрим. Или вы объясняете, зачем нужно скрепить части книжки: чтобы помочь дедушке перевезти всех зверей или посмотреть, какая получится картинка. Дети, как и взрослые, гораздо охотнее делают что-то, если понимают, зачем это нужно.

Даже объяснение новых для ребенка понятий должно быть простым, но логичным. Например, если мы вернемся к книжке «День и ночь»: светло - мальчик играет - значит, день - днем светит солнышко; темно - собачка спит - значит, ночь - ночью луна.

Ну а про роль мамы в занятиях с книжками, которые учат ребенка рисовать, раскрашивать и лепить, вообще говорить не приходится. Сначала покажите крохе, какую картинку можно сделать мелом или пластилином. Дети как зачарованные смотрят, как у них на глазах рождается мишка или домик из пластилина. Потом предложите ему сделать такую же картинку самому или с вашей помощью. Обязательно оцените работу малыша, искренне порадуйтесь его первым шагам в этом нелегком для него деле. И помните: даже если ваш ребенок не проявляет особых талантов в рисовании и лепке, это еще не значит, что этим не стоит заниматься. Цель таких книг - не вырастить будущего Микеланджело, а дать ребенку возможность развивать мелкую моторику и стимулировать его творческий потенциал.

Если малыш уже выучил все хитрости книжки наизусть, спрячьте ее на время. Подзабыв немного, он еще несколько раз с удовольствием поиграет с ней. Хотя это срабатывает не со всеми. В этом возрасте память ребенка настолько цепкая, что он может вспомнить события полугодовой давности, едва увидев связанный с ними предмет.

Еще один вариант работы с хорошо знакомой книжкой - поменяться местами. Предложите малышу рассказать бабушке, что за интересную книжку вы купили. Пусть он объяснит ей, что нарисовано на картинках, что прячется под ними, как животные умеют двигаться и т.д.

Источник: http://www.baby-days.ru/vospitanie-i-razvitie/knizhki-razvivalki.html
Добавил: SVETLANKA



Понравилось - репост:


Стыд и вина - одна сатана?
Чего боятся дети?
Нужно ли раннее развитие?
Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания
Спичечный тренинг
К вопросу о раннем развитии
Играем в "Радугу"
Две родительские и немного вредительские установки
По горшкам!
Лепим из пластилина
Нужны ли кукле половые органы?
Чем заняться днем с ребенком? (от года до трех)
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Творчество малышей — развиваем талант у ребенка!
Геометрия для малышей: как выучить фигуры
Малыш от года до трех. Мамины шпаргалки
Мыльные пузыри – залог разговорчивости
Как правильно сказать ребенку “нет”
ТВ делает детей агрессивными
Учимся считать
Как научить ребенка играть?
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Логопедия: постановка звука «Р»
Льётся речь,не спотыкается...
Заикание у детей
Мой ребенок не говорит
Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить?
Как говорит ваш ребёнок
Замкнутый ребенок
В каких случаях необходимо показать ребёнка логопеду
Развитие речи. С чего начать?
Учимся говорить фразы
Словарный запас от года до полутора лет
История детской игрушки
Детские игрушки от года до трёх лет
Развивашка
Поделки из одноразовой упаковки
Игрушки для улицы
С чего начинается коллекционирование у детей?
Игры в песочнице: чем полезны детям?