Любят американцы серьезно изучать самые разнообразные вопросы. Вот и на этот раз группа ученых из университета Чикаго решила исследовать религиозность врачей.
Действительно, если уж к таким серьезным и достаточно медицинским вопросам, как ВИЧ-инфекция, клонирование человека, половое воспитание, контрацепция и аборты в США подходят с религиозной точки зрения, то почему бы не выяснить - а как там насчет состояния веры у самих докторов. Не сказать, чтобы врачи шли на контакт с исследователями так уж охотно - заполненными анкеты вернули только 63 процента из 2 тысяч опрошенных врачей. Это и понятно, ведь религиозные чувства - достаточно интимная сфера, касающаяся, по сути, только одного человека - самого верующего. Тем не менее, цифры получились достаточно говорящими. Чуть более трех четвертей опрошенных, а точнее 76 процентов, заявили, что верят в бога. Распределения по конфессиям не приводится, но подчеркивается, что это относится ко всем религиям, представленным в США. Руководитель исследования доктор Фарр Карлин (Farr A. Curlin) сказал, что результаты его удивили. В том смысле, что он не ожидал такого уровня религиозности в медицинской среде. И хотя, в сравнении с общенациональным исследованием 1998 года, религия в меньшей степени влияет на профессиональную деятельность медиков (об этом зявили 58 процентов докторов по сравнению с 73 процентами в среднем по Америке), Карлин считает, что необходимо провести дополнительное исследование, чтобы выяснить - какое именно влияние оказывают религиозные воззрения врачей на принятие ими решений. Впрочем, сделаем небольшое лирическое отступление.
Медицина и религия - близнецы-сестры Медицина испокон веков была тесно связана с религией. "Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство". Узнали? Начало клятвы Гиппократа. Исцеление всегда считалось чудом, а чудесами заведует институт церкви. Отношения официальной медицины и официальной религии на протяжении истории менялись, доходя иногда до противостояния. С развитием науки и углублением знаний о природе человека, строении и функциях человеческого организма врачи все больше смещались в материалистическую сторону. Не то, чтобы процесс был поголовным, но достаточно выраженным и заметным. Замечена особенность - чем выше уровень образования и доходов той или иной категории людей, тем меньше среди них глубоко религиозных индивидов. Это понятно, потому как наука так и не нашла доказательств существования бога. Впрочем, обратного также доказать не удалось. Тем не менее, материалистическое знание, к которому относится и медицина, накладывает на своего приверженца определенный отпечаток. Врачебная специальность достаточно двойственна и по своему уникальна. Сталкиваясь каждый день с людским страданием, с необходимостью сопереживания и сочувствия, врач волей-неволей приобщается к миру духовного. Без этого пропустить через себя всю эту боль невозможно. Практически любой врач в начале своего становления (начальный период учебы) проходит период романтики. Ощущение сопричастности к великой профессии, где есть свой собственный язык - некогда умершая и воскрешенная латынь, своя символика, свои традиции - все это добавляет романтического антуража. Затем, по мере постижения тайн человеческого организма, часть врачей скатывается в другую крайность - нигилизм или даже цинизм. Некоторые на этом этапе развития и останавливаются. Отсюда и весьма специфический медицинский юмор, от которого многих обычных людей бросает в дрожь. Отсюда отношение к смерти по принципу "Бог дал - бог взял". Опять же - не то, чтобы это есть сплошь и рядом, но есть. А вот чем старше и опытнее становится врач, чем больше пациентов проходят через его руки, тем больше он начинает задумываться о духовной составляющей и о том, что "там все-таки что-то есть". Отсюда иконы в рабочих кабинетах прославленных медицинских светил, отсюда храмы и часовни на территории лечебных учреждений. И это тоже достаточно закономерный отпечаток профессии. Другой вопрос - какой отпечаток убеждения и мировоззрение врача накладывают на его пациентов. Почем опиум для народа? Обеспокоенность Карлина вполне можно понять. Одно дело, если доктор черпает в вере источник внутренних сил, и совершенно другое - если убеждения лечащего врача напрямую сказываются на пациенте. Далеко ходить за примером не приходится. Те же скандалы с фармацевтами, которые отказываются продавать женщинам morning after pills - "таблетки завтрашнего утра". Мотивация очень проста - религиозные убеждения работника аптеки не позволяют ему отпустить пациентке средство экстренной контрацепции, так как это уже покушение на возможно зародившуюся жизнь. И ладно бы просто отказывали, так есть случаи, когда у женщины отбирали рецепт и не возвращали - чтобы не смогла получить препарат в другой аптеке. Дело приняло настолько серьезный оборот, что пришлось вмешаться Американской медицинской ассоциации. Врачи пообщали, что добьются разрешения самостоятельно отпускать женщинам контрацептивы, минуя аптеку, если фармацевты не придут к разумному компромиссу. Религия религией, но пациенты страдать от этого не должны. Впрочем, судя по данным все того же исследования, пациентам паниковать не стоит. Потому что врачи - в основной своей массе - все-таки предпочитают решать возникающие проблемы без оглядки на бога и не дожидаясь от него помощи. Среди опрошенных медиков таких оказался 61 процент, в то время как среди остального населения США таких всего 29 процентов. К тому же доктора предпочитают считать себя духовными, но не религиозными. А духовность еще никому никогда не мешала, чего не скажешь о религиозном фанатизме, который натворил в человеческой истории немало бед. Неважно, в каком источнике - музыке, литературе, религии - черпает врач силы справляться с чужой болью и находить при этом слова утешения для каждого пациента. Главное, чтобы это не мешало выполнять основное врачебное предназначение - оказывать помощь всем нуждающимся в ней.
|