Искусство составления букета ценилось с давних времен. У разных народов существуют свои правила составления композиций из цветов в зависимости от того, кому и по какому поводу букет предназначен.
Но определяющую роль всегда играли четыре момента: форма букета, количество цветов в нем, сочетаемость цвета подобранных видов и принцип компоновки, определяющий само назначение конкретного букета. Очень много зависит от фантазии составителя, если хотите, его интуиции. Есть букеты, которые вызывают восхищение, а есть такие, которые заставляют размышлять (японская икебана), есть букеты "со значением", "с намеком", с определенным подтекстом, понятным тому, кому он вручается. Начать следует с подготовки цветов для букета, их срезки. Сам срез делается под углом. Если срезанный цветок не сразу ставится в воду, а по истечении какого-то времени, срез следует возобновить. Причем делать это надо под струей воды. Смоченный таким образом срез исключит появление воздушной пробки, что затруднило бы доступ воды к стеблю. Лучшее время для срезки цветов - раннее утро. Но если нет такой возможности, можно осуществить срезку вечером, приняв необходимые меры для того, чтобы в течении ночи срезанный цветок не подвял. Для этого надо знать особенности каждого срезаемого вида, правила его подготовки к помещению в емкость с водой. Необходимо помнить, что все срезанные цветы не переносят сквозняков и прямых солнечных лучей. Не ставьте срезанные цветы рядом с хранящимися спелыми фруктами, особенно в сухом помещении. Вода лучше всего дождевая или дистиллированная, а зимой - снеговая. Можно ставить и в водопроводную воду, но только не в очень холодную. Находиться ночью цветы должны в прохладном месте (обычно на подоконнике). Такие виды, как роза и жасмин, можно вообще погружать на ночь в прохладную воду. Утром цветы можно опрыскать водой. Но не следует этого делать с нарциссами, туберозой и лилиями, лепестки которых могут почернеть от этой процедуры. Если цветы все же подвяли, надо обернуть их влажной бумагой, погрузить стебли глубоко в воду и подержать в таком положении час-два.
Что касается особенностей помещения в воду конкретных видов цветов, то имеется в виду следующее: стебли роз, гортензий, хризантем, сирени и жасмина перед погружением в воду надо расщепить или раздробить. Стебли пионов, мака, георгин, пуансеттии рекомендуется слегка обжечь над открытым пламенем (опустить в кипяток) и после этого сразу опустить в холодную воду. Это правило применимо для всех цветов, стебли которых содержат млечный сок. Мимозу можно поместить и в горячую воду, но опрыскивать только холодной водой. На стебле фрезии рекомендуется сделать продольные надрезы (2-3 см) и затем ставить в воду комнатной температуры. Если цветы срезались с тем расчетом, что к утру они должны распуститься, но это происходит медленно, то ускорить распускание можно следующим способом: на литр воды добавляется 1-2 капли нашатырного спирта, который, в случае его отсутствия, можно заменить раствором одеколона. Теперь непосредственно о технике составления букетов из срезанных цветов. Прежде всего о их количестве. Принято компоновать букет из нечетного количества цветов, чтобы уйти от строгой симметрии, которая не присуща любому художественному замыслу. Обычное число цветков в букете - 3, 5, 9 и т.д. Торжества предполагают большие букеты, но преимущество маленького букета в его индивидуальности, даже интимности, особенно если дарит его сам составитель, что особенно дорого. Оптимальным для всех случаев считается букет размером 20-25 см в диаметре. Самый маленький букет - в пределах 5-7 см зачастую заменяется одним цветком розы на длинном стебле. Но это не значит, что подойдет любой сорт розы. Учитывать надо вкус того, кому роза дарится, его стиль одежды и даже время суток, когда роза будет вручена. В вечернее время предпочтение, при всех других равных условиях, надо отдать оранжевому, красному, желтому цвету. Днем надо выбирать менее яркие и броские тона. Белая роза всегда будет хороша. Возвращаясь к букетам со сложной композицией, цель которых достичь ожидаемого декоративного эффекта, надо помнить, что достичь такого эффекта можно лишь при правильных цветовых сочетаниях колеров подбираемых цветов, их гармоничности. Многоцветные композиции допускают сочетания синего цвета с красным, красного с желтым, голубого с розовым. Но в любом случае эти цветы лучше разделить зеленой листвой (зелеными побегами) или же небольшими цветками промежуточных окрасок, обеспечивающих плавный переход от одного активного цвета к другому. Наиболее гармоничные сочетания: оранжевый цвет с синим, фиолетовый с желтым, красный с зеленым. Белый сочетается практически со всеми цветами и оттенками. Можно при составлении букетов руководствоваться универсальным принципом контрастности цветов, изобретенным природой. Это - последовательность цветов спектра, являющихся составляющими белого цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Хорошо смотрится букет, где красный цвет, сочетаясь с бледно-розовым, плавно переходит в белый. Синие и голубые цветы хорошо гармонируют с нежно-розовым, оранжевым, желтым цветом. Если резкий контраст совмещаемых цветов очевиден, то надо обязательно вводить между ними растения нейтральных тонов. Определенные требования надо соблюдать и при самом формировании, "строительстве" букета. Низ букета должны составлять яркие и крупные цветы, а верх - более мелкие и нежные по окраске. Букет может быть круглым или односторонним. У круглого цветы располагаются равномерно со всех сторон и направлены наружу. Односторонние букеты предполагают направленность цветов в одну сторону, причем имеют очевидную разницу в длине стебля. Такие букеты ставят обычно в углах помещения и тех местах, где предполагается односторонний обзор. Какая бы ни была форма букета, цветы в нем должны компоноваться свободно и естественно. Плохо будет смотреться букет, где цветы плотно прижаты друг к другу. Мы упомянули о букетах "со значением", "с намеком". Что это означает? Прежде всего имеется в виду общепринятая символика цвета. Символика эта сложилась на протяжении веков и ею хорошо владеют знатоки цветочного дела и эстеты. Так, розовый цвет символизирует нежные чувства дарящего, он может выражать даже признание в любви. Красный активный цвет - любовь к жизни, свободу, активную позицию, в то время как лиловый цвет предполагает склонность к покорности. Голубой цвет - это верность и ожидание, а желтый - измена. Оранжевый может одновременно говорить о кокетстве и о гордости. Белый цвет, символ чистоты, несет в себе самые прекрасные устремления и пожелания объекту дарения. Цветы фиолетовой окраски могут дарить друг другу мужчины - фиолетовый цвет олицетворяет дружбу, поддержку, бескорыстное служение. Кроме символики цвета, каждый конкретный цветок несет в себе определенный символ. Если сейчас многие подзабыли об этом, следует напомнить. Так, например, василек выражает нежность, настурция - любовь, астра - глубоко спрятанное чувство, тайное намерение, ландыш - чувство, скрываемое от всех, лютик - просьба о свидании, белая роза, белая лилия, калы - благородство души и поступков, красная роза - открытое выражение чувства, демонстрация поддержки, сирень - упрек в забвении, напоминание о себе, ромашка - неприятие кого-либо, даже ненависть, хотя ромашка с другой стороны, это союзница в гаданиях, заговорах, размышлениях, василек - простота и бесхитростность, тюльпан - ожидание ответного чувства, хризантема - прощение, благосклонность, георгин - предупреждение об охлаждении отношений, мимоза -- недоверие, осторожность. Чтобы букет дольше сохранялся, надо при его составлений учесть и такой момент, как несовместимость отдельных цветов друг с другом. К примеру, лилии угнетают маки, маргаритки и васильки, которые быстро увядают от такого соседства. Розы всегда ускорят увядание цветов в одном букете (поэтому, наверное, и является оправданным дарение одной розы). Трубчатые лилии, ландыши, нарциссы и гвоздики являются агрессивными угнетателями большинства видов цветов. Нарциссы по этой причине плохо уживаются с тюльпанами. А с веткой кипарисовика тюльпан чувствует себя прекрасно. Ветка герани или туи очень желательны в любом букете, так как способствуют сохранности срезанных цветов. Гелихризум желтый, гипсофила (керамическая плоская ваза). Гелихризум красно-бордовый, аммобиум, гипсофила (низкая ваза). Декоративный лук (белая фарфоровая ваза). Древогубец, сафлор, просо раскидистое (плоская темная ваза). Зайцехвост, листья элимуса (красная ваза). Ковыль, стебли клематиса с плодами (деревянная кремовая ваза). Колосья ржи, пшеницы, ячменя, овса (керамическая темная узкогорлая ваза). Лунария (плоская черная ваза). Одуванчики (хрустальная ваза). Рудбекия, гипсофила (фарфоровая плоская голубая ваза). Ветки лиственницы, физалиса (темно-коричневая напольная ваза. Составление зимнего букета Для зимних букетов подойдут любые вазы, однако лучше керамические, простые по форме. Вазы годятся как высокие, так и низкие, как узкие, так и широкие. В толстостенном стекле хорошо смотрятся прозрачные легкие пушистые растения. Для крепления сухих цветов, веток берут пенопласт, оконную замазку, пластилин, песок, подушки из мха, проволоку, телефонный шнур и т.д. Вместо вазы можно использовать причудливо сплетенные корневища, кору, грибы-трутовики, любой подручный материал (от куска серого цемента до яшмы). Можно располагать букет в корзиночках, сплетенных из бересты, ивы, полиамидных нитей. Хорошо смотрятся настенные композиции и настольные вазочки из грибов-трутовиков. Вот несколько предложений по составлению зимнего букета. Ветка шиповника с красными ягодами (серая напольная ваза).
|
|