Бонсаем называют искусственно сформированные маленькие деревья и искусство их выращивания.
Казалось бы, куда проще: высадил молодой побег в горшок, полил и вот, пожалуйста, через пару месяцев обзавелись собственной маленькой сосной или кленом. Ан нет. И десять лет спустя редкий подоконник может похвастаться деревцем, высота которого не превышает метра. Для выращивания бонсай требуется терпение и умение, поэтому из этого искусства очень быстро уходят любители. Бонсай – для профессионалов. Если вы все-таки решили связать свою судьбу с бонсай, то имейте в виду, что из семени сколько-нибудь заметный росточек появится лет через десять, а само дерево сформируется не раньше, чем через тридцать-сорок лет. Даже у готового молодого саженца процесс роста растянется, как минимум, на пять лет. Готовы ждать? Но это далеко не все. Саженец этот должен быть взят в естественных природных условиях его обитания. Проще говоря, вы должны пойти в горы и осторожно извлечь его из расщелины или из-под камня, где он, обдуваемый ветрами и омываемый дождями, уже приобрел оригинальную форму, например, изгиб. Если ваше воображение при взгляде на молодой побег проснулось, и вы захотели увидеть, как будет развиваться дальше это чудо природы, можно считать, что первый шаг на пути освоения искусства бонсай сделан. Второй шаг – разглядеть в себе педагогический дар. Поскольку процесс ухаживания за деревцем больше всего похож на выращивание и воспитание детей. По поводу происхождения искусства бонсай и его пути в Японию имеются разные версии. По одной считается, что первый шаг по этому пути сделал китайский поэт Ван Вэй, живший в VIII веке: он посадил орхидею в горшочек, украшенный камешками. Другие источники свидетельствуют, что первые ландшафтные садики с карликовыми деревьями и камнями появились еще во II веке до нашей эры. Так что кто первым начал высаживать и придавать оригинальную форму деревцам – тайна. Более или менее точно можно сказать только, что китайский термин «пэньцзай» («выращивание в горшке»), адаптированный к японскому произношению («бонсай»), появился и распространился в Японии к XI веку. Миниатюрная модель природы, соединившая в себе земное и небесное, замечательно вписалась в миропонимание японцев и стала частью японской философии жизни. Для остального же человечества Япония приоткрыла двери в мир бонсай сравнительно недавно – в начале XX века. И с тех пор количество людей, приобщившихся к этому искусству, растет. Растет медленно, но неуклонно, как сам бонсай.
Очень популярен так называемый полукаскадный стиль хан-кэнгай, когда причудливо изогнутый ствол как бы повторяет форму камня или расщелины, в которой развивался росток. Для этого стиля используют деревья с легко гнущимися стволами, чтобы день за днем изгибать их по горизонтали. Форма достигается искусственно, усилиями человека. Однако начало всему задает природа: молодой саженец, до того как он будет выкопан, должен уже приобрести нужные очертания. А вот стиль кэнгай предполагает изгиб ствола уже прямо вниз. В подражание деревьям, растущим на горных склонах. В природе они наклоняются самопроизвольно, стремясь припасть к водному источнику, противостоять снегу или камнепаду. В искусственных условиях необходимо строго выдерживать этот стиль, постоянно следя за тем, чтобы крона дерева была ниже верхнего края горшка или другой емкости, в которой бонсай живет. Интересен стиль икадабуки, создающий эффект упавшего дерева, пустившего молодые побеги. В природе такое часто встречается: ствол срубленного или упавшего от старости дерева продолжает свою жизнь в молоденьких деревцах, растущих на нем. В стиле сяримики используется можжевельник. Можжевеловые деревца, растущие на склонах гор, часто не покрыты корой, а их голые стволы имеют серовато-белый оттенок. В искусственных условиях куски коры специально срезаются мастером, после чего ствол покрывается красящими веществами. Образ выросшего в тени и тянущегося к солнцу дерева характерен для стиля сяккан. В нем дерево наклонено в сторону под углом 70-90 градусов. Иногда такой наклон образуется из-за постоянно дующих в определенном направлении ветров.И это лишь малая часть стилей бонсай. Их многочисленность перекликается с разнообразием питомцев мастеров, занимающихся бонсай. Здесь встречаются сосны различных типов, а также клены, барбарис, можжевельник, камелия японская, желтая акация и множество других. Так посочувствуем же и позавидуем белой завистью человеку, решившему заниматься бонсай. Ведь ему предстоит стать поистине универсальным специалистом. Каких-то сорок лет, и он уже – художник и биолог, нянька и ученый в одном лице. Потому что знание свойств различных видов почв, потребностей растений, а также умение воплощать созданные воображением картины природы – это только необходимый минимум из того, чем он должен обладать. А выращенный им бонсай не будет лишь экзотической декорацией и подарит радость.
|
|