Люди встречаются, влюбляются, но вопреки мнению, высказанному в одной весьма популярной песенке, женятся не всегда. Некоторые не торопятся в ЗАГС, предпочитая находиться в свободных отношениях: ты мне, а я тебе ничем не обязан (а), мы просто присматриваемся друг к другу, проверяем свои чувства, не загадываем ничего на будущее
, полагаясь на авось, выплывем, - может быть, поженимся, утонем в пучине бытовых проблем, взаимного недопонимания, непрекращающихся претензий - разойдемся. Такая жизнь, именуемая гражданским браком, в отличие от Семьи, не предполагает крепких завязок между людьми, ни душевных, ни сугубо житейских. Тут проще: живет один, рядом с ним присоседивается другой. И если вдруг у первого изменились планы, то второй совершенно не при чем: как сошлись вместе легко, так и расстаться должны без истерик. Кстати, именно этот факт - возможность якобы "остаться вольными" (вожделенная свобода - и личностная, и экономическая, и сексуальная - у кого, как говорится, что болит…) - чаще всего привлекает сторонников "гражданского брака" (который точнее будет называть сожительством). "Но увы, это всего лишь иллюзия свободы: в обществе любой человек свободен настолько, насколько его действия не ущемляют свободу других - это первое, - размышляет известный психоаналитик Николай Нарицын. - Второе - совместное проживание тоже ограничивает обоих в свободе: и личностной (хотя бы частично твой график окажется подчинен графику твоего сожителя), и экономической (финансировать питание и быт все равно придется обоим), и сексуальной (как минимум с учетом разгула заболеваний, передающихся половым путем). И третье: такие "подвешенные" отношения, когда оба вряд ли скажут с уверенностью, будут ли они вместе завтра и послезавтра, ограничивают обоих и в повышении своего социального статуса - как минимум, неизвестно, стоит ли им покупать, к примеру, новую машину или большую квартиру? Да и вообще делать ли какие-то значимые вложения, если неизвестно, кому из них всё это будет принадлежать завтра и не придется ли через некоторое время покупки и прибыли делить со скандалом?"
Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Вспомни историю Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из многочисленных гражданских жен художника. Она - начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, родили двоих детей. И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны - ей надоели его диктаторские замашки, мания величия, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Надо ли говорить, что ни она, ни дети не получили ни копейки из его миллионов: художник не любил строптивых родственников. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать Клоду и Паломе его фамилию. Он выдвинул условие: Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним, Пикассо. Скрепя сердце, она согласилась. Узнав о ее разводе, Пабло, стремясь мелко досадить бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Франсуаза в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о нем. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий.
|
|