Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель "кубиков зайцева" окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению(кубики Зайцева), преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".
На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно Николаем Александровичем Зайцевым - выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала. Преподавание по Зайцеву - это преподавание в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Все мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева (г. Санкт-Петербург) ученики прыгают, носятся по классу, шумят... Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать. Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.
"Кубики Зайцева" - не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Сторонниками методики Зайцева (Лена Данилова, Москва) разработаны упражнения для работы с кубиками Зайцева даже для новорождённых! Эффект просто потрясающий! Нет пророка в своём отечестве, но сегодня можно смело утверждать, что в России есть свой гений, который в своём центре учит четырехлеток читать за неделю (сравните с двумя годами работы и тысячами карточек, которые нужны по системе Домана), пятилетки у него уже все без исключения читают, считают в пределах сотни, и в сотне им тесно. Но еще важнее: это прекрасные, глубокие 5-летние люди, с которыми очень интересно. И им самим очень интересно жить и учиться. Этот гений объездил уже десятки городов, и от Мурманска до Находки занимаются по его системе. Затраты копеечные, эффективность невероятная. Гения зовут Зайцев. Хотя бы в этой области мы сегодня опережаем американцев на десятилетия. К слову: Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке, он по первой своей специальности является английским филологом. Так что и мы можем кое в чем помочь Америке, не только она нам. Ученый Зайцев видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Все-таки это чудо, когда 3-летний ребенок при тебе выстраивает из кубиков Зайцева фразу. Возможно и сам Зайцев не понимает, на чем основан эффект Зайцева. Это можно сравнить с легендарным автоматом Калашникова - лучшим автоматом всех времен, который стреляет на снегу и в пустыне, в болоте и на морозе, в грязи, где угодно. Как удалось создать такую боевую технику, остается загадкой. Но Зайцев считает, что он знает, почему его автомат стреляет. Распространение системы Зайцева - огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем, еще раз, суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене. Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение", начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему, от общего - к частному", потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было 11 лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у 15-летней Ковалевской появился учитель - сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке. Для примера: в математике по Зайцеву 4-летнему ребенку сразу дается счет до сотни, без стопоров, без порогов, на которых он будет спотыкаться. И в сотне ему очень скоро становится тесно. Пятилетка легко усваивает двоичную систему исчисления. Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Зайцев не упраздняет систему Домана (узнать побольше о Г. Домане и его системе можно в нашей Библиотеке), работающую во всем мире: используется сама идея раннего развития. Параллельно с методом Зайцева можно применять систему физического развития по Доману. А эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день. Зайцевыым разработано учебное пособие "Читай и пой": дети завороженно поют склады и народные песни, переведенные на таблицы. А не вредно ли 3-летним детям следить за текстом песен по таблицам? А не вредно ли детям петь? А не вредно ли им танцевать?.. Система Зайцева является единственной существующей у нас системой обучения, которая эффективно работает. И здесь не идёт речь о сравнении с фиктивными методиками "развивающего обучения" (этот модный термин используют сейчас очень многие). Корректно сравнение только с мировыми стандартами. Ребенок, который с 3-х лет занимался по Зайцеву, в 7 лет может спокойно идти в 5-й класс. Таких детей в течение ближайшей пары лет могут появиться десятки тысяч, а заниматься с ними в рамках обычной школьной программы - невозможно. Для них нужно разрабатывать специальные учебные планы и методики. Ведь сегодня в 1-ом классе на 26-ом уроке дается цифра 5, на 51-ом уроке - цифра 8 (вот она - устаревшая авиация). И начинаются выдумки, что реактивные самолеты плохо летают, что петь в 3 года вредно. Реальность сегодняшней школы описана по телевидению министром обороны: "54% призывников имеют физические отклонения". Получается слишком розовая картина. А в жизни она не розовая. Выясняется, что способные дети, которые могут, повзрослев, вывести страну из тупика, не нужны. Прежде всего они не нужны школе: такие дети не в состоянии высидеть 45-минутный урок, слушая, как в середине 1-го класса читают "мама мыла раму" или от 10 пальто отнимают 2. Но во многих городах уже есть "зайцевские классы", которые идут по мощной полноценной программе, в такие классы дети переходят целой "зайцевской" группой из детского сада. И чаще всего это происходит в провинции. А в столицах, даже в элитных школах, ничего похожего не происходит. Николай Александрович Зайцев: "В школе идет обучение с губы учителя на ухо ученика, а 80% информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. На каждом занятии с малышами мы пишем сотни слов, а уже потом когда-то объясняю. Современные школьные методики все таковы, что они лишают детей здоровья - вот главный предмет моих забот. Не слащаво-несбыточно, а реально: охранять здоровье ребенка от бессмысленных перегрузок". Но все-таки, если предположить, что существуют педагоги и родители, которые ищут правду, то можно предложить им ряд поисковых вопросов: правда ли, что можно за неделю в возрасте 4 года научиться читать, правда ли, что дети, занимающиеся по системе Зайцева, не страдают близорукостью и сколиозом? Правда ли, что система Зайцева не только не угнетает детей психически, но и помогает в работе с аутистами и часто выправляет детей с психическими отклонениями? Правда ли, что дети, которые научились рано читать, если продолжать занятия с ними, любят учиться, легко занимаются сами и никогда не мучаются от безделья и скуки? Можно разработать другие вопросы, пытаться отвечать на них - только старайтесь делать это письменно и смотрите, к чему вас приведет ваше исследование. Мы свое исследование провели, мы уверены, что таких детей должно быть полстраны. Миллионы одаренных детей. Нужно только выпускать кубики Зайцева и печатать таблицы со складами и этих детей не сдерживать. Может быть, появится добрый батюшка-царь и издаст указ: "Чтобы в первый класс приходили, бегло читая и владея всеми действиями в пределах тысячи!" И чтобы школа соответствовала талантливым детям, которых она в свои стены принимает. Институт Домана в Филадельфии доказал, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. По сравнению с учебой 3- и 4-летних детей, учить читать семилеток очень сложно. Доман считает, что это - настоящий педагогический подвиг. Так же сложно 7-летнего ребенка, которого воспитывало семейство волков, обучить человеческой речи. К сожалению, мы сами - это дети, которых слишком поздно научили разговаривать. Пускай наших детей ждет другая участь!
|
|