Мультизадачность – тренд 21-го века

Мультизадачность – тренд 21-го века

Multitasking, практика выполнения множества дел одновременно, превратилась в такой же обыденный навык, как способность моргать. И это ужасно – ученые паникуют, нейробиологи рвут на себе волосы, а специалисты сейчас объяснят нам, почему для мозга так важно концентрироваться только на одном задании здесь и сейчас.

Скажите честно, что вы делаете в данный момент? Листаете журнал, пока говорите по телефону с подругой, и ждете, когда высохнет лак на ногтях? Или сидите перед монитором, где открыто 27 новых вкладок, записывая музыку на CD, заказывая куртку Rick Owens в Интернете и ведя деловую беседу с начальником в Skyре? Понятное дело, что все это ничуть не мешает параллельно размышлять о том, как сложно умной девушке с насыщенным внутренним миром и сформировавшимися взглядами встретить в этом мире свою судьбу. DANGER! Опасная зона! Кто бы мог подумать, но вся эта хаотичная активность наносит существенный вред здоровью, карьере и социальной успешности в целом.

Так сложилось, что в современной культуре прочно укоренился идеализированный образ женщины, которая успевает все. У этой мифической «альфа – самки» есть семья, дети, любовники, карьера, увлечения, подруги – и время на них. Держа в голове такой «золотой стандарт», мы приходим на работу, где «все должно было быть сделано еще вчера», и с головой погружаемся в улей забот, стараясь справиться с как можно большим количеством заданий за день. Это – норма, это даже не обсуждается. А тем временем количество проведенных за последние несколько лет исследований, которые доказывают разрушающее влияние мультизадачное, перевалило затри десятка. Самые интересные выдержки из них можно найти в нашумевшей книге бизнес – коуча Дэйва Креншоу Myth of Multitasking. В своей ежедневной работе Креншоу консультирует топ – менеджеров ведущих мировых брендов и с лихвой насмотрелся, как стремление, пардон, «усидеть одной задницей на нескольких стульях» разрушило множество карьер и компаний.



Для начала разберемся с терминологией. Идти по улице и жевать жвачку – это не мультизадачность, потому что мы не задумываемся над вторым действием, оно происходит на автопилоте. Multitasking же – это одновременное выполнение двух и больше не связанных между собой задач, каждая из которых требует внимания и интеллектуальной отдачи. То есть то, чем мы занимаемся постоянно каждый божий день, даже не отдавая себе в этом отчета.

В своем трактате «Письма к сыну» лорд Честерфилд писал: «В сутках достаточно времени для всего на свете, если ты совершаешь не больше одного дела за раз. Но тебе не хватит и целого года, если ты начнешь заниматься двумя делами одновременно». Для Честерфилда единичная концентрация была не просто инструментом тайм – менеджмента, но и признаком высокого интеллекта.

КОГДА-ТО СЛОВО «МУЛЬТИЗАДАЧНОСТЬ» ВСТРЕЧАЛОСЬ ТОЛЬКО В ИНСТРУКЦИЯХ К КОМПЬЮТЕРАМ

Один объект – верный показатель одаренности. Так же, как спешка, суета и волнение – очевидные приметы слабого и поверхностного ума». Однако спешка и суета стали для нас настолько нормальным явлением при решении вопросов, что мы даже ввели в лексикон отдельное слово, чтобы описать эти попытки объять необъятное, – «мультизадачность». Десятки лет до этого оно использовалось исключительно в инструкциях к компьютерам и сложным механизмам, объясняя принцип одновременной работы нескольких программ, однако в нашем веке стало идеальным определением для человеческих попыток сделать как можно больше всего, как можно скорее и задействуя при этом максимальное количество технологий.

ДЕВУШКА, КОТОРУЮ ПРЕРВАЛИ

Последствия такой неестественной для человеческого разума практики не заставили себя ждать. Мы стали ужасно рассеянными и постоянно допускаем ошибки в текущих делах. Не можем заставить себя сконцентрироваться на задаче в течение длительного времени. И зачастую сталкиваемся с такой удручающей неспособностью удержать и развить сложную мысль, что хочется просто пойти и купить килограмм таблеток для памяти. «В начале нулевых на собеседованиях в крупных корпорациях соискателя спрашивали, может ли он вести несколько проектов одновременно с одинаковым успехом. Сегодня вопрос звучит иначе: «Способны ли вы бороться с рассеянным вниманием и не боитесь ли скрупулезной, трудоемкой и растянутой во времени работы?», говорит один из ведущих мировых лекторов по тайм – менеджменту Пэм Ваккаро. Недавнее исследование, проведенное агентством People – OnTheGo, которое помогает компаниям бороться с проблемой переизбытка информации, показало, что каждый второй сотрудник отвлекается от работы, чтобы проверить e – mail, Facebook или новости гораздо чаще, чем ему бы хотелось. Представьте: мы уже теряем контроль над своими действиями! А, между прочим, на то, чтобы вновь сконцентрироваться на задании, от которого «оторвали» внешние раздражители, уходит в среднем 25 минут. Получается, что многие из нас не отвлекаются мимолетом на что-либо во время работы, а работают в небольших промежутках между многочисленными отвлечениями. Еще немного информации в духе «здравствуй, ужас, я кошмар»: согласно эксперименту, который провели в Институте психиатрии при Лондонском университете, IQ работников, деятельность которых постоянно прерывают входящие звонки и письма, падает вдвое ниже, чем у людей, которые ежедневно курят марихуану. Неслабо, правда?

Однако что мы все о работе да о работе? Учиться по принципу multitasking – также не лучшая идея. Очень наглядно это демонстрирует исследование Рассела Полдрака, профессора нейробиологии из Калифорнийского университета. Подключив студентов – добровольцев к томографическим приборам, он обнаружил, что во время изучения новой информации у полностью сосредоточенных на ней и тех, кто отвлекается, активируются разные зоны мозга. У первой группы «работал» гиппокамп, отвечающий за хранение и воспроизведение полученных знаний, а у тех, кто «смотрел в книгу и видел фигу» – стриатум, задействованный только в осознании информации. «Нам придется заплатить огромную цену, если мы будем продолжать эти попытки расширить диапазон человеческих возможностей», предостерегает Полдрак.

А что насчет поколения детей, которые научились писать sms вскоре после того, как выучили алфавит, и в свои шесть уже свободно сидят в Интернете? «Это вопрос на миллион долларов, продолжает ученый. Современные дети – подопытные кролики, из которых могут вырасти взрослые с очень быстрым, но крайне поверхностным мышлением». Не самая радужная перспектива. Впрочем, мы и сами уже частично мутировали. Разучились ждать – нас «напрягают» паузы даже в несколько секунд. Моментально раздражаемся, когда что-то продвигается медленно. Не терпим тишины. «Мне быстро становится скучно, если все не происходит одновременно, потому что везде есть интервалы – реклама по телевизору, время, пока загрузится страница в браузере или придет ответ в ICQ… Я стараюсь заполнить чем-то эти промежутки», рассказывает один из участников исследования организации Kaiser Family Foundation, посвященного multitasking.

ВНИМАНИЕ ВСЕМ ПОСТАМ!

По сути, когда мы говорим о мультизадачности, ключевым понятием здесь становится внимание, а именно – наша способность удерживать его и оценивать, на чем стоит сосредоточиться, а на чем – нет. Такое умение плавно деградирует, когда мы пытаемся жонглировать десятком дел в одно и то же время. «Неважно, сколько вам лет, 23 или 103: мозг устроен таким образом, что может на 100% фокусироваться только на одной вещи в один конкретный момент»,объясняет Ваккаро. Образно говоря, занимаясь двумя заданиями, мы уделяем каждому только половину необходимого внимания, тремя – треть, и так далее. В то время как по законам логики все это стоит делать в порядке очереди.

«Больше, чем каким-либо другим талантам, я обязан терпению и вниманию»,ответил когда-то Исаак Ньютон на вопрос о том, что помогло ему добиться успеха. Американский психолог Уильям Джеймс в своей работе «Основы психологии» в 1890 году писал, что внимание – одна из отличительных черт зрелого ума, в то время как неспособность к его концентрации отличает детей и подростков: «Иногда кажется, что ребенок больше принадлежит объекту, за который зацепилось его зрение, чем самому себе». Радует, что исправить сложившуюся ситуацию, изменив свой образ мышления, не так сложно. Исследователи считают, что на искоренение вредной психологической привычки уходит 21 день – если тренировать силу воли ежедневно. Однако необходимы изменения и на более глобальном уровне. «Мультизадачность настолько же вредна, как курение. Все больше людей сегодня отказываются от сигарет, потому что это становится неприемлемым с культурной точки зрения. Та же участь рано или поздно должна постигнуть multitasking, говорит Дэйв Крэншоу. Что касается работы, то нет ничего более эффективного, чем регулярные собрания в одно и то же время, в один и тот же день, на которых сотрудники могут обсудить накопившиеся вопросы за один присест, не отвлекая друг друга беспрестанно среди недели».

Новые технологии и, соответственно, растущий уровень запросов требуют от нас изменений, которые позволили бы идти нога в ногу с прогрессом. Никто не спорит: мы действительно должны осваивать все новые и новые навыки. Но только те, которые не вредят здоровью и не идут вразрез с нашей природой. Не стоит бояться, что для этого придется перевернуть весь сложившийся за последнее десятилетие уклад: все великие открытия и инновационные перемены когда-то начались с желания сделать окружающий мир чуть более комфортным местом для жизни!



Понравилось - репост: