Что делать, если у ребёнка задержка речевого развития

Что делать, если у ребёнка задержка речевого развития

Ранний возраст ребёнка можно ещё назвать периодом чувственного познания мира. Ведь, рождаясь, человек умеет только ощущать, и лишь по прошествии времени эти ощущения анализируются и дают толчок новому витку развития.

Что побудило меня написать данную статью? Я бы даже не называла её статьёй, скорее – это обращение. Обращение к родителям, дети которых имеют в медицинских картах формулировку «Задержка речевого развития» (ЗРР). Обращение к специалистам, которые по долгу службы, так или иначе, сталкиваются с такими детьми. К сожалению, данные статистики неумолимы и с каждым годом количество таких детей увеличивается. Возникает вопрос – что делать с речью таких детей?

Раньше все советовали: «Подождите до 3,5 лет - заговорит». Да, безусловно, в большинстве случаев так и происходит, но, что за речь мы имеем в итоге? Почти наверняка, мы увидим скудный словарный запас, большинство звуков произносится неверно, интонации и модуляции голоса слабые, грубо нарушено различение близких по звучанию фонем, слоговая структура слова страдает, звукослоговой анализ осуществляется с большим трудом. В общем, налицо признаки дизартрического компонента в нарушении речи (т.е., признаки нарушенной работы нервной системы). Как минимум 4 из перечисленных признаков имеется у большинства детей четвертого года жизни, в медицинской карте которых ранее стояла ЗРР. А если к этому добавить двигательную расторможенность с неустойчивостью и дефицитом внимания, то, как вы думаете, будут проходить занятия логопеда с ребёнком в 3,5 года? Какие усилия будут нужны, как со стороны специалиста, так и со стороны родителей, чтобы приблизить состояние речи к норме?

Согласитесь, помидор, выращенный летом на грядке под солнышком отличается от своего тепличного собрата, и уж совсем несравним по вкусовым качествам и полезным свойствам с искусственно выращенным и нашпигованным различными препаратами (для лучшей сохранности и красивого цвета) овощем.



Так почему же мы, специалисты, советуем пропустить такой благоприятный для освоения всего нового и чувственного, ранний возраст и подождать до 3,5 лет? А потом в 3,5 года начинаем учить ребёнка слушать, ощущать, анализировать услышанное и увиденное. Почему нельзя в 1,5 – 2 года создать ребёнку дополнительные условия для развития речевых предпосылок (коль природа где-то допустила погрешности)? Тем самым мы можем не просто облегчить дальнейшую жизнь ребёнку и родителям, но и в ряде случаев, провести профилактику речевых расстройств. Многие дети, получив дополнительные стимуляторы ощущений в этот период, смогут в дальнейшем самостоятельно компенсироваться (нагнать в развитии). А ведь на сегодняшний момент более менее сносная речь после 3,5 лет появляется с помощью мощных медикаментозных атак на организм ребёнка. Без них, к сожалению, сейчас коррекция речи дошкольников малоэффективна. Вот и получаем мы тот самый «нашпигованный овощ», о котором говорилось выше. Вроде говорит ребёнок чисто, а эмоции выдаёт такие, что родителей порой очень жалко, да и школьная программа по русскому языку даётся ой, как сложно, что говорить о сочинениях или стихах любимым.

Отдельной строкой хочется остановиться на том, что сейчас большой популярностью пользуются различные развивающие детские центры. Понятно желание родителей заниматься развитием своего неговорящего ребёнка. Непонятно почему таким детям предлагают стимуляторы интеллектуальных способностей вопреки ступенчатости развития. Ведь ступень сенсорного (чувственного) развития является базовой, её и нужно развивать в первую очередь в раннем возрасте (особенно у детей с задержками).

Для того чтобы подытожить всё вышесказанное, хочу вернуться к первому абзацу. Приходя в этот мир, человек сначала учится видеть, слышать и трогать, а уже потом, совершенствуя свои зрительные, слуховые и тактильные ощущения, научается всему остальному, в том числе и речи. Поэтому хочется, чтобы родители понимали ценность тех или иных советов в отношении развития своего ребёнка. Задумайтесь, стоит ли ждать 3,5 лет.

Логопед 1 квалификационной категории, специалист детского отделения Краевой психиатрической больницы Хабаровского края, сотрудник «Психологического консультационного центра» Цельник И.В.



Понравилось - репост:


  Учить или не учить. Почему я не обучаю дошкольников иностранному языку.
  Развивающие игры для детей - зачем они?
Набор в кроватку: что нужно знать при выборе?
Музыкальный мобиль на кроватку - первая игрушка малыша?
Детская смесь для ребенка
Игрушки для мальчиков, или c чем играет подрастающее поколение?
Игрушки – враги или друзья? Поговорим об игротерапии
Детские компьютерные игры – современные игрушки для наших мальчиков
Оловянные солдатики - игра и хобби
Как не растеряться в игрушечном магазине?
Игры в грязи – запрещать или поощрять?
Радиоуправляемое счастье: от простых машинок до натуралистичных автомоделей
Живущие небом: самолеты и другие «воздушные» увлечения
Роботы трансформеры – пропаганда агрессии или помощь в развитии? Какие еще игрушки бывают трансформерами?
Открытие навигации: детские кораблики отправляются в плавание
Детские машинки – катать или кататься? Какие бывают и сколько стоят эти самые мальчишечьи игрушки
Любовь мальчиков к машинкам заложена генетически
Первый раз в в школу — праздник для ребенка!
Поступить в университет на бюджетное место — это реально
Как решить проблему влияния ТВ на психологию ребенка?
Нужен ли действительно ЕГЭ?
Репетитор для ребенка
Когда начинать развивать речь ребёнка?
Если с Вашим ребенком что-то не так
Каждому возрасту - свой телефон
Как правильно подобрать обувку для подростка
Подростковая детская одежда
Джинсовая одежда для детей
Нарядная детская одежда
Почему дети разговаривают во сне?
Коляска люлька первая покупка для новорожденных
Отцы нуждаются в особых детских колясках
Сладости в рационе ребенка
Манеж или ходунки
Ходунки
Ходунки: польза или вред
Что мы знаем о детях ИНДИГО
Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию
Учить своих детей правильно жить - это основная задача родителей
Зачем делать прививки?
Организация детского праздника: игры, вкусности и подарки
Отравления детей весной: самые опасные яды