История Армянского Коньяка

История Армянского Коньяка

Армянский коньяк - хороший тон. Однако среди рыночного разнообразия этикеток элитных его сортов не встречалось давно…

Армяне ведут историю своего коньяка еще со времен Ноя, когда библейский патриарх посадил у подножья горы Арарат первую виноградную лозу. Сохранилась память и о прародителе благословенного напитка. Еще с языческих времен в этой местности существовала традиция варить настой из тысячи трав - мерон. Им и сегодня омывают младенцев перед крещением. Один из виноделов по имени Паргев, живший при дворе царя Армении Трдате, научился перегонять из этого настоя спирт. Однажды отправился Трдат к императору римлян Нерону. Как положено: с великой свитой в тысячу человек и с роскошными дарами, в число коих входил и мерон. По свидетельствам древнеримских историков Тацита, Светония и Плиния, Нерон, отведав мерона и возликовав от созвучности названия напитка его собственному имени, носился по амфитеатру в колеснице на бешеной скорости. Правил пиром сам, что с ним редко бывало. А за последующие дни пиров одарил армян таким количеством золота, что они с лихвой окупили свой приезд и дары. Современная же история армянского коньяка началась в 1887 году, когда купец первой гильдии Николай Таиров (Таирян) построил на месте старой Эриваньской крепости первый в Российской империи коньячный завод. Новое производство просуществовало до 1899 года. Николаю Таирову оказалось не под силу наладить сбыт, и он продал свое дело тезке - русскому промышленнику Николаю Шустову. Фирма "Шустов и сыновья" реконструировала завод по последнему, на тот момент, слову техники, закупила перегонные аппараты шарантского типа, построила новый цех по ректификации спирта и установила в подвалах дубовые бочки для многолетней выдержки. Шустов сразу стал выводить свой продукт на рынок. Плакаты с его логотипом - медным колокольчиком и надписью "Коньяки Шустова" - украшали борта пароходов и дирижаблей. Рекламная кампания имела успех - продукция Шустова прочно закрепилась на российском рынке. История умалчивает, действительно ли Шустов был настолько уверен в своем коньяке или полагался на русский "авось", посылая в 1900 году бутылки своего детища на выставку в Париж. Дегустировали вслепую. И как в сказке: искушенные французские дегустаторы, отведав неизвестного напитка, признали его лучшим и присудили Гран-при. Имя производителя наделало много шума. Признанным виноделам нелегко было смириться с иностранным происхождением исконно французской марки. В знак уважения к качеству продукта они разрешили Шустову на своих бутылках писать - коньяк, а не бренди, как было положено называть все спиртные напитки, сделанные из винограда, не произрастающего в провинции Коньяк. Но самого высокого признания армянская продукция добилась только в 1913 году, когда компания "Шустов и сыновья" удостоилась чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества. Кстати сказать, подобный титул смогли получить только 30 отечественных и зарубежных предпринимателей. Для этого нужно было на протяжении как минимум восьми лет участвовать во всех губернских выставках и за все это время не получить ни одного нарекания на качество продукции.



После революции дело Шустова было национализировано. Имя его затерялось среди тысяч имен и судеб, перемолотых двадцатыми годами прошлого столетия. Правда, одно воспоминание о русском промышленнике все-таки сохранилось. К Ялтинской конференции 1945 года в Армении был выпущен специальный пятидесятиградусный коньяк "Двин". Сэр Уинстон Черчилль попросил Сталина продать ему партию бутылок. Сталин принял задумчивый вид, как водится, попыхтел трубкой и ответил: "Советский Союз армянским коньяком обеспечен полностью, продать, пожалуй, можно". С тех пор регулярные поставки "Двина" к столу британского премьер-министра контролировались вождем народов лично. В письменных просьбах о высылке очередной партии Черчилль упорно именовал коньяк "шустовским". Отвечая, "наши" терпеливо поправляли: "бывший шустовский". Легальные поставки в Англию продолжались до начала холодной войны. После в этом лакомстве русские Черчиллю отказали. Однако пристрастия сэра Уинстона оказались настолько сильны, что он забыл про политические амбиции. Неведомо, какими путями, но он продолжал добывать любимый напиток. Когда у престарелого Черчилля спросили, в чем секрет его долголетия, тот, не задумываясь, ответил: "Никогда не опаздывайте к обеду, курите гаванские сигары и пейте армянский коньяк!" За столетие своего существования армянское коньякоделие поставило около 30 наименований своих на- питков на столы более 40 стран мира.

Все армянские коньяки удостоены высоких наград на международных дегустациях-смотрах. Они получили более 70 призов, причем ведущий призер - марочный коньяк "Тонакан" награжден 10-ю золотыми (одна Большая) и 2-мя серебряными медалями.

Армянские коньяки имеют яркую собственную характеристику.

Факторы, влияющие на индивидуальность армянских коньяков: - соблюдение точной технологии коньячного производства в сочетании с многовековыми традициями армянского виноделия;

- наличие разнообразных сортов местного винограда и устойчивого, качественного и количественного, запаса приготавливаемых из них коньячных спиртов;
- благоприятные для коньячного производства природные условия Армении;
- наличие родниковой купажной воды, почти полностью лишенной минерализации.

Как в прошедшем столетии, так и в настоящее время коньяк является одним из основных товаров экспорта Армении. Основными странами импортерами сегодня являются: Россия, Британия, Германия, Япония, США и др.

Процесс дистилляции, лежащий в основе коньячного производства, был знаком народам Кавказа задолго до европейцев, перенявших секрет изготовления коньяка от арабов во времена крестовых походов. Известный советский историк и археолог академик Борис Пиотровский в свое время установил, что уже в середине IV века в Рим поставлялось перегнанное виноградное вино из столицы Армянского царства – города Двин, что позволяет говорить о том, что история армянского коньяка началась не в 1877 году, со строительством в Эриваньской крепости первой винокурни, а на 15 веков раньше.Современная история напитка, который мы привыкли называть армянским коньяком, началась в конце XIX века, когда купец первой гильдии Нерсес Таирян установил на своем винном заводе 102-ведерный медный аппарат для выкурки спирта. Первый армянский коньяк, изготовленный по классическому шарантскому методу, был произведен 10 лет спустя – в 1887 году – и получил французское название «Фин-Шампань».

Маркетинг по-шустовски
В 1898 году престарелый Нерсес Таирян сдал свой завод в аренду, а годом позже решил и вовсе продать его торгово-промышленному товариществу «Николай Шустов и сыновья». Основанное в 1863 году Николаем Шустовым товарищество к тому времени владело десятками винодельческих предприятий, сотнями магазинов и складов по всей России. Изучив технологии армянского виноделия и используя специфику архитектуры Эриваньской крепости с ее обширными подземельями, Николай Шустов переоборудовал предприятие и расширил производство вин и коньяков. Главным технологом нового шустовского завода стал Мкртыч Мусинянц, талантливый винодел, обучавшийся тонкому ремеслу во французской Высшей школе виноградарства и виноделия, которая находится в городе Монпелье.

Для продвижения своего коньяка на рынок Николай Шустов придумал оригинальный рекламный трюк – аристократического вида молодая пара приходила в самый престижный в городе ресторан и требовала сервировать им лучший столик. Когда молодые люди уже садилась за стол, кавалер подзывал к себе сомелье и требовал подать «бутылку шустовского коньяку». Получив отказ, молодой человек в гневе вставал из-за стола, не притронувшись к еде, извинялся перед дамой, расплачивался по счету и заявлял, что «ноги его больше не будет в этом заштатном заведении», – после такого скандала хозяин заведения был просто вынужден заказывать крупную партию коньяка от Шустова.

Кроме того, Шустов первым стал размещать свой логотип на обложках популярных журналов, фирменный знак компании украшал борта пароходов и дирижаблей, конные экипажи, вагоны и трамваи, активно использовался «продакт-плейсмент» – в московском Малом театре актриса, исполнявшая роль Ларисы в спектакле по пьесе Островского «Бесприданница», требовала подать ей именно шустовского коньяку. Необычные методы продвижения дали впечатляющий результат – молва о шустовском коньяке пошла по всей Европе. Для закрепления успеха в 1900 году Николай Шустов представил образцы своего коньяка на Всемирной выставке в Париже, где по итогам слепой дегустации шустовскому коньяку «Фин-Шампань Отборный» был единодушно присужден Гран-при, и впервые в истории коньячного производства иностранец получил право при поставках в Европу именовать свою продукцию не «бренди», а «коньяком».

После Шустова
В 1920 году, с приходом Советской власти, завод Шустова в числе прочих предприятий был национализирован и переименован в винно-коньячный завод «Арарат». А в 1922 году бывший шустовский завод стал головным предприятием винно-коньячного треста «Арарат», объединившего всю винодельческую промышленность Армении. В 1948 году трест раздробили, и в результате реорганизации появились два производителя коньяка: бывший шустовский завод, получивший название «Ереванский винный комбинат», и Ереванский коньячный завод. Именно там вплоть до самых 1990-х производился розлив знаменитых на весь мир армянских коньяков: ординарных (трех-, четырех- и пятилетних) и марочных коньяков («Отборный», «Юбилейный», «Армения», «Двин», «Ереван», «Праздничный», «Наири» и «Ахтамар»).

Армянский коньяк сегодня
В начале 1990-х монополия Ереванского коньячного завода на производство и розлив коньяка была ликвидирована. Винно-коньячные заводы были приватизированы, но из-за глубокого структурного кризиса в экономике Армении и экономической и транспортной блокады многие из них пришли в упадок. Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат несколько раз переходил из рук в руки, а в 2002 году перешел в собственность армянского концерна «Мульти груп», владельцем которого является один из крупнейших армянских бизнесменов Гагик Царукян. Завод, находившийся до этого в плачевном состоянии и практически ничего не производивший, в краткие сроки был полностью реконструирован: были капитально отремонтированы погреба, реставрированы бочки, закуплена высокопроизводительная линия розлива, отреставрировано здание шустовского завода, в котором открылся музей. В апреле 2006 года на комбинате произошло символическое событие – узнав, что при комбинате действует музей Николая Шустова, его посетила правнучка знаменитого предпринимателя Линда Шустова, живущая в Сиднее.

Обновленный цех выдержки, состоящий из двух хранилищ, имеет производственную мощность 600 тыс. декалитров (около 6000 бочек вместимостью от 200 до 1000 литров). В хранилищах находятся уникальные коньячные спирты с 1902 года.

Сейчас комбинат выпускает коньяки под брэндом «Ной» – согласно библейскому преданию, после окончания всемирного потопа праведный Ной высадился на армянской земле у подножья горы Арарат и именно здесь посадил первую виноградную лозу. Технологами комбината под руководством Роберта Азаряна созданы семь новых марок коньяка: «Ной Властелин» (25 лет), «Ной Классик 20» (20 лет), «Ной Классик 15» (15 лет), «Ной Классик 10» (10 лет), «Ной Классик 7» (7 лет), а также ординарные – трех- и пятизвездочный коньяки «Эриваньская крепость». В Россию эти коньяки поставляет официальный дистрибьютор завода – компания «Лудинг».
Отличительная черта современных армянских коньяков – приятная сладость и мягкий вкус с ванильно-шоколадными тонами. Для их производства традиционно используются аборигенные сорта белого винограда – мсхали, гаран-дмак и воскеат. Особенности этих сортов впоследствии проявляются в насыщенном букете благородного напитка. Выдержка готовых спиртов в бочках из армянского, грузинского, карабахского и краснодарского дуба придает коньяку характерный ванильный оттенок и темно-медовый цвет.

Юбилей
В ноябре прошлого года Ереванский КВВК «Арарат» отметил свое 130-летие. Юбилей отмечался с истинно армянским размахом: торжественный вечер, коньячный бал и достойное рекламных приемов Николая Шустова событие – закладка на территории завода «бочки мира» с коньячным спиртом, которую планируется открыть через 20 лет. Гости праздника спустились в знаменитые шустовские подвалы, где продегустировали вина урожаев 1913 и 1946 годов и осмотрели длиннейшие подземные тоннели завода – по ним еще во времена Шустова собранный виноград доставляли на комбинат, чтобы сохранить его от воздействия палящего кавказского солнца.



Понравилось - репост: