Развивающие игры

Развивающие игры

Ваш малыш познаёт мир в основном посредством игры. Но многообразие существующих в современном мире игрушек ввергает в растерянность: какие из них полезны, а какие вредны?

Какие действительно помогут малышу не просто получить удовольствие, но развить его воображение, мышление, моторику, логику? Какие не причинят вреда его здоровью, физическому и психическому? Водоворот вопросов становится особенно сильным, когда вы заходите в магазин. Яркие и разноцветные полки привлекают внимание, хочется скупить практически всё…но зачем? Большое количество игрушек не позволит малышу чему-то научиться – он лишь будет бессмысленно их перебирать, откидывая одну за другой.
В помощь родителям сотрудниками связанного с развитием малышей магазина был составлен следующий список из десяти самых популярных развивающих игр:

1. Кубики Никитина
2. Кубики Зайцева
3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины
4. Рамки-вкладыши Монтессори
5. Магнитный конструктор «Supermag»
6. Конструктор «Такеши»
7. Мозаика (Россия)
8. Мозаика Кверчетти (Италия)
9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия)
10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия).

В этой статье мы расскажем, что это за игры, какие методики лежат в их основе и что они развивают у малыша.

Последнее, о чём хотелось бы сказать перед началом ознакомления с развивающими играми. Предположим, Вы осуществляете обучение малыша с помощью кубиков Зайцева. В этом случае очень важно не использовать их в любой другой ситуации кроме как во время самого процесса обучения. Чётко разграничьте, какие игрушки малыш использует просто ради самой игры, ради удовольствия, и какие – ради обучения. Иначе ребёнок просто потеряет к ним интерес и начнёт использовать не по назначению. Желательно сделать это с самим малышом – найдите место, в котором будут храниться кубики, вместе складывайте их туда после занятий и доставайте перед ними. Многие советуют размещать кубики так, чтобы малыш их видел, но достать не мог. А наш взгляд, это позиция несколько ошибочна: выращивая ребёнка в среде недоверия, Вы не научите его ничему иному, кроме как изыскиванию способов обойти поставленное препятствие (как правило, не самым честным образом).





1. Кубики Никитина

Никитины – знаменитые педагоги. Их система раннего развития малыша была проверена и отточена на собственном опыте, ведь они вырастили семерых детей!
Что лежит в основе методики этих незаурядных родителей и педагогов? Можно выделить два ключевых момента:

1) Очень важно не оставлять малыша наедине с игрой. Все разработки Никитиных рассчитаны на совместную деятельность малыша и родителей. Причём взрослый присутствует в игре наравне с ребёнком, не как сторонний наблюдатель, а как полноправный участник. Более того, кубики Никитиных сконструированы таким образом, чтобы заниматься с ними было интересно человеку любого возраста, любого уровня развития.
2) Головоломки Никитиных направлены на развитие различных способностей ребёнка. Так, к примеру, сами кубики (равно как и другие модели – кирпичи, детали конструкторов и т.д.) отвечают за мелкую моторику. Другой пример: изложение задание в устной форме или посредством чертежа, рисунка позволяют научить малыша воспринимать и (что также очень важно) передавать информацию посредством различных способов. Но основным, с чем связано любое задание, любой процесс решения, является творчество – конструирование, образное мышление и т.д.
Итак, что же собой представляют головоломки Никитиных, в частности, рассматриваемые нами кубики?

Это игра, рассчитанная на возрастную аудиторию от 5 до 99 лет, если речь идёт о «Кубики для всех», и от 1-99, если о «Уникуб».
А) «Кубики для всех».
Набор состоит из множества деталей, больших и маленьких, каждая из которых раскрашена в свой цвет. Все задания связаны с конструированием различных моделей из этих деталей и расположены в порядке возрастания сложности. Примером одной из самых простых задач может стать следующая: из определённого количества деталей вам предлагается сложить куб. Легко? Только на первый взгляд. В продаже можно найти множество сходных с кубиками Никитина игр, но на данный момент кубики Никитина признаны оптимальными для гармоничного развития ребёнка.
В случае необходимости вы можете самостоятельно изготовить эту игру по существующим схемам, однако этот процесс довольно трудоёмкий. Хотя и увлекательный.
Б) «Уникуб».
Набор представляет собой 27 небольших кубиков из дерева (кстати, немаловажный факт: различные «подобия» кубиков Никитина обычно выполнены из пластмассы, что, конечно, не является полезным для здоровья малыша). Каждая деталь раскрашена в три цвета так, чтобы такие же сочетания в наборе встречались, но редко. Это в том числе позволяет варьировать сложность заданий.
Сколько всего заданий? Ответить сложно. Никитиным было придумано 60 задач, причём если выполнение первых было доступно и для самых маленьких, то с последними мог справиться не каждый взрослый. Но вполне вероятно, что таких заданий гораздо больше. Ведь главная особенность развивающих игр Никитина как раз в том и состоит, что познать их до конца невозможно, а количество заданий ограничено лишь вашей фантазией и конструкторским мышлением – вполне вероятно, что вы, вместе с вашим малышом, сможете найти 61ое, 62ое или даже 100 задание.

Рекомендуемая литература:

1) Б.П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры.
2) Б.П. Никитин, Развивающие игры.
3) Л.А. Никитина, Я учусь быть мамой.
4) Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки

2. Кубики Зайцева

Все мы, наверное, помним наши первые азбуки с забавными картинками. Насколько эти книги эффективны или неэффективны при обучении чтению – предмет отдельной дискуссии, которой мы не будем касаться в рамках нашей статьи. Важно другое – научить малыша читать можно посредством самых различных методик. Одной из них является методика Зайцева, в качестве инструмента в которой и используются кубики.
Начнём наш рассказ с небольшого вводного экскурса в методику Зайцева.
Какие основные положения лежат в её основе? Выражаясь научным языком, «обучение по кубикам Зайцева ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков».
Попробуем разобраться, что же это означает. Для этого предварительно определим возраст обучающегося. Существует несколько уровней сложности, минимальный предназначен для двух-трёхлеток. Представьте своего малыша: сможет ли он в этом возрасте спокойно сидеть и учить сначала буквы, потом слоги и т.д.? Вряд ли? Ещё очень долго он будет познавать мир в первую с помощью игры. Ключевыми словами в последних предложениях становятся «спокойно сидеть» и «игра». Методика Зайцева предполагает проведение обучения в игровой форме, вызывая у ребёнка необходимость постоянно совершать с кубиками определённые действия, что не позволяет ему заскучать и потерять интерес к процессу.
И ещё один момент: различные упражнения с кубиками и другими дополнительными пособиями (коих очень много, они включают в себя и таблицы, и аудиозаписи, и тетради «Пишу красиво») не направлены на обычное восхождение, которые условно можно представить в виде перевёрнутой пирамиды - нижний блок - освиваемые буквы, два лежащих на нём - слоги, дальше - слова. Эту пирамиду можно продолжать и выше, добавив к её уровням словосочетания, предложения и т.д. Методика Зайцева предполагает же скорее обратное: в процессе обучения чтению буквы запоминаются сами собой.
Мы не будем вдаваться в подробности данной методики, так как она описана во многих пособиях самого автора, где даны подробнейшие рекомендации по её применению. Более того, существуют также и различные детские центры, в которых специалисты осуществляют обучению чтению по данной методике. В качестве заключения предлагаем вам описание этих кубиков.

Детали набора различаются по:

- цвету (золотые, железные (простые и двойные), деревянные (простые и двойные), бело-зелёные);
- объёму;
- наполнителю (заполняются железками или деревяшками);
- весу (зависит от объёма, от плотности и состава наполнителя, входящего в набор).

Каждое различие выполняет свою определённую функцию. Так, например, золотые кубики предназначены для гласных. Большие железные кубики – для твёрдых звонких согласных и их сочетаний. Кроме того, это позволяет вашему малышу всесторонне развиваться, учит звуковому восприятию, работе с формой, различению цветов и т.д.

Рекомендуемая литература:

1) Н. А. Зайцев Методики Зайцева: Пишу красиво. Печатные буквы. Для детей 4-5 лет
2) Н.А. Зайцев Методики Зайцева: Марки. Ягоды и грибы. Для детей 4-5 лет

3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины

Все знают, сколько мучений может доставить один непокорный шнурок. Он всё время развязывается, и чем вокруг слякотнее и влажнее, тем охотнее он это делает. Как правило, наиболее часто он начинает развязываться, когда вы с сумками наперевес мчитесь сквозь проливной дождь, пытаясь удержать баланс между тяжёлыми сумками из продуктового, «дамской» сумочки (больше похожей на большой-большой кирпич), при этом параллельно стараясь неизвестно откуда взявшейся третьей рукой достать спрятавшийся в укромном уголке телефон. А уж нашим малышам от этих шнурков сколько достаётся! Ведь так сложно своими маленькими пальчиками, которые ещё не до сих пор слушаются своего обладателя (особенно когда мама запретила варенье кушать, они так и лезут в баночку, да потом ещё и ротик малышу пачкают), согнуть эти тоненькие скользкие верёвочки, живущие словно своей жизнью. Они готовы будто сами по себе извернуться в самые невероятные узлы, только не в тот, в который нужен. Вроде и делаешь всё по правилам, ан нет, опять тройной бантик, или вообще – банальный кукиш из верёвочек. Или вообще два ботинка вместе свяжешь. Тяжело нашим маленьким, и родители ругаются, мол, опять из-за тебя опаздываем.
Но ругаются только те родители, которые ещё не сталкивались с забавными играми-шнуровками.

Сложно даже наполовину описать всё существующее многообразие игр-шнуровок. Они различаются и по материалам (бывают тряпичные трафареты, деревянные, из вспененной резины и т.д.), и по количеству дырочек, и по цветности шнурков (может быть моноцвет – всё выполняется ниткой одного цвета, могут быть два, три цвета, может быть больше) и, соответственно, по степени сложности.
Суть задания также варьируется – от простой к сложной. Вначале вы просто знакомите вашего малыша с игрушкой, вы вместе с ним пробуете продевать нитки в дырочки, вытаскивать их с другой стороны. А дальше…дальше всё зависит от ваших целей и желаний. Можно учиться различать стежки – прямой, по диагонали, крестиком. Можно учиться непосредственно шнуровке ботинок (кстати, сейчас в магазинах можно найти забавные плоскостные деревянные ботиночки, на которых очень удобно тренироваться). Эти игры позволяют научиться шитью, работе с линиями и фигурами (прямая, ломаная, угол, треугольник), с цветом, и, что самое главное, развивают мелкую моторику рук малышей, формируют воображение, тренируют память и внимание.

4. Рамки-вкладыши Монтессори

Имя Марии Монтессори знакомо практически каждому, кто хоть раз слышал о развивающих играх. Ведь её педагогике уже больше ста лет, свою первую школу она окрыла ещё в 1907 году! И она по-прежнему остаётся актуальной и полезной, используется родителями детей по всему миру. Система обучения Монтессори позволяет не объединять всех детей в рамках одной задачи, а помогает каждому обучаться сообразно со своими возможностями, ощущения, скоростью. Обучение происходит в группах, но при этом ребёнку отводится главенствующая роль в процессе собственного, индивидуального обучения. Но вернёмся к основной теме нашей статьи, а точнее – к четвёртому пункту нашей «горячей десятки», рамкам-вкладышам Монтессори. Начнём с того, что с их помощью малышам предоставляется возможность познать очень многие проявления окружающего их мира – начиная с форм, объёмов и размеров, и заканчивая животным миром, географией и многими-многими другими дисциплинами. При этом параллельно происходит развитие мелкой моторики рук и логического мышления.
Рамки-вкладыши имеют несколько уровней сложности, что позволяет проводить с их помощью обучение даже самых наших младшеньких. С чем это связано? С тем, что, по мнению Марии Монтессори (да и не только её) ребёнок начинает свою познавательную деятельность буквально с первых минут жизни и, что ещё важнее, он занимается её наиболее активно именно в начальный период существования.

По этой причине рамки-вкладыши могут быть полезны даже не достигшим трёхлетнего возраста детям. Это серия «Больше-меньше». Задания в рамках данной игры в основном направлены на развитие координации движений: малыш методом проб и ошибок учится вставлять фигурки на место своё место, совмещать в воображении размер и форму вкладыша с тем местом, в которое он его хочет вложить.
Помимо серии «Больше-меньше», можно привести ещё множество интересных примеров различной направленности и степени сложности. Чем сложнее уровень, тем больше в нём частей, тем вариативнее сюжеты, количество героев, разнообразнее задания. Так, к примеру, научиться ориентироваться в мире, где понятие «целое» встречается гораздо реже, нежели понятие «дроби», в мире денежных отношений малышу поможет игра «Дроби». Животный мир очень увлекательно изучается с помощью серий игр «Лошади», «Еноты», «Животные Африки» и т.д. А географические карты-вкладыши, мне кажется, будут интересны даже и родителям, и бабушке с дедушкой.

Немаловажной деталью в рамках-вкладышах Монтессори является и их оформление. Во-первых, в независимости от материала, это всегда яркие цветные игры, радующие глаз малыша. Размер деталей зависит от возраста, на который рассчитана игра. Кроме того, ряд игр состоит из вкладышей, снабжённых ручками-кнопками – они облегчают вытаскивание вкладышей и вкладывание их обратно, а также способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук и навыков, необходимых для письма.

Рекомендуемая литература:

1) Мария Монтессори. Мой метод
2) Уроки Монтессори
3) Начальная школа Монтессори

5. Магнитный конструктор «Supermag»

Необходимо сразу предупредить: эта игра таит в себе одну опасность – родители могут так ею увлечься, что забудут о необходимости вовлекать в процесс малыша, или вовлекут лишь в очень незначительно степени. Поэтому будьте внимательны и помните, что главная цель – это не развлечение, а развитие внимания и познавательной активности вашего ребёнка, а также формирование способности воображения и развитие мелкой моторики.
На самом деле, принцип данной игры и её описание не займут у нас много времени. Это набор, состоящий из определённого количества разноцветных намагниченных палочек разнообразных форм и металлических шариков. Принцип предельно прост – палочки соединяются посредством шариков (кстати, желательно по возможности избегать контакта деталей конструктора с магнитными носителями).
Все остальные действия – это лишь проявления фантазии малыша, а также вашей и всех ваших родных и знакомых. Дело в том, что, как и любой конструктор (правильнее было бы сказать, в большей степени, чем любой другой конструктор), магнитный позволяет создавать бесконечное множество самых разнообразных фигур, как уже существующих, так и возникших на бескрайних просторах воображения ребёнка.

Немаловажным значением является также и возможность использовать магнитный конструктор и в обучении. К примеру, он очень полезен в таких требующих наглядности дисциплинах, как химия, геометрия, биология и, конечно же, физика.
Подобный конструктор вообще сложно назвать игрой – он может оказаться полезным и при работе с различными проектами (например, архитектурными).

6. Конструктор «Такеши»

Несмотря на своеобразно для русского уха звучащее название, данный конструктор изобретён был именно в нашей стране. Основное отличие от всех существующих конструкторов – полученные с его помощью модели могут «жить»: сгибаться, сжиматься, скручиваться, выворачиваться наизнанку, - в общем – совершать различные физические перемещения. При этом подобное движение происходит не за счёт изменения количества деталек, то есть не за счёт изменения конструкции. За счёт чего же тогда? В этом и состоит главная особенность конструктора «Такеши», так полюбившегося многим малышам и, не будем скрывать, взрослым. В его состав входит множество разноцветных гибких трубочек. Соединяющихся между собой при помощи специальных креплений.

Само слово «конструктор» несколько не отвечает сути «Такеши». Да, безусловно, элемент конструирования здесь присутствует, но… Но данная игра позволяет выйти далеко за рамки этого процесса. Если в обычном конструкторе какая-то модель – это решение определённой задачи, то здесь – это лишь составная часть, играющая роль некоей промежуточной цели. Создав какой-то объект (например, животное), Вы можете дальше работать с ним, преобразуя тем или иным образом в трёхмерном пространстве (а может, вы с вашим малышом освоите и четырёхмерное пространство). Эта игра позволяет развить мелкую моторику, воображение, мышление, логику, внимание, пространственное мышление, освоить курс дисциплин школьной программы и многое другое. Например, Вы можете создать макет человеческого тела и имитировать жизнедеятельность отдельных его частей – изучать дыхание, мимику, движения…Задачи, которые можно выполнить с помощью «Такеши», абсолютно разные, и даже создатели ещё не знают всех возможностей этой чудо-игры.

7. Мозаика

О пользе мозаики, о том, что это такое, говорить можно много и долго. Но, наверное, бессмысленно. Ведь практически каждый из нас хоть раз в жизни, но сталкивался с ней. Или с картонными коробками, называемыми «паззлы», или с другими разновидностями этой нестареющей игры, которая просто, безо всяких ухищрений и методик, развивает ваших малышей, формирует их логическое мышление, память, внимание и просто и радует их. Поэтому мы ограничимся лишь небольшим обзором игры, которая была популярна ещё в восьмидесятые годы, остаётся актуальной сейчас, и, вероятно, не потеряет своей значимости и в будущем.

В набор обычно входит «дуршлаг» - усыпанный дырочками планшет (как правило, круглой формы) и разноцветные пластмассовые гвоздики с шестиугольными шляпками, которые очень легко втыкать в эти дырочки.
Что можно освоить с помощью шестиугольной мозаики? Во-первых, развивается мелкая моторика, внимание, логика, мышление. Во-вторых, малыш начинает (конечно, с вашей помощью – это непременное условие того, что данная игра станет развивающей), во-вторых, знакомит с основными геометрическими фигурами, плавно выводя во всё их плоскостное многообразие. С определённого возраста вы можете даже пробовать осваивать с ребёнком пространственные фигуры – возможности планшета не ограничены плоскостью. Помимо этого, малыш учится операциям с формами, размерами, узорами. Немаловажным аспектом шестиугольной мозаики является возможность с её помощью развивать воображение малыша и обучать невербальной коммуникации.

8. Игра-головоломка Мастер-шар

Идея, лежащая в основе данной головоломки, чем-то напоминает обсуждавшиеся нами выше кубики Никитина. Только здесь вы оперируете различного размера треугольниками (всего два вида), в каждом из которых один угол отличается от двух других. С помощью этих треугольников вы можете собирать различные фигурки, как плоскостные, так и пространственные, как приведённые в примерах, так и возникшие в вашем воображении. Присутствует здесь и элемент мозаики – условно говоря, треугольники можно назвать модным «словом» паззл. Они обладают специальными выемками и довольно сложной системой крепления.
Но самое главное в этой игре – не фигурки. Хотя и они, безусловно, важны, они наряду со всеми перечисленными выше играми развивают мелкую моторику, внимание, память, логику, воображение и т.д. Самое главное, самое сложное, зачастую неподвластное даже взрослым – создать из элементов шар, самую совершенную из всех фигур.

За кажущейся простотой конструкции стоит серьёзный труд. И напоследок о создателях – конечно, такая хитроумная головоломка могла появиться только в России, славящейся своими умельцами. И действительно – разработана и придумана она была в городе Всеволжске.

9. Конструктор «Электронный знаток».

Помните рассказ Носова, в котором ребята самостоятельно мастерили звонок для двери с помощью батарейки? Думаете, что Вашему чаду неподвластны подобные хитрости? А вот и нет! Вы даже не представляете, какие способности может проявить Ваш малыш (и не малыш тоже), если превратить скучные уроки физики в увлекательные и интересные. Именно эту цель – визуализирование физических процессов и, в частности, разделов, касающихся электричества, ставили перед собой создатели конструктора «электронный знаток».
С его помощью ваш ребёнок, будь то пятилетний посетитель детского сада или пятнадцатилетний подросток, сможет освоить множество понятий и законов, действующих в физике электропроцессов и вместе с вами изготовить, например, какой-нибудь бытовой прибор (даже радиоприёмник), хитроумную игрушку вроде музыкального вентилятора и даже тот самый музыкальный дверной звонок.

А ещё он узнает об устройстве детектора лжи, освоит азбуку Морзе и множество других интересных и полезных фактов. Они словно выскочат из учебника физики и материализуются в пространстве, сделавшись прозрачно ясными и доступными пониманию.
Ну а помимо образовательного значения, данный конструктор играет немаловажную роль и в построении коммуникации между родителями и детьми. Работа с электрическими схемами не оставляет равнодушными отцов, которые с поистине юношеским увлечением часами мастерят что-то со своими детьми, а сердце даже самой равнодушной к технике мамы будет приятно согрето упрощающим её тяжёлый каждодневный труд по дому приборчиком, изготовленным её любящими мужем и ребёнком.

Добавила: Полина (viento)
http://baby.web-3.ru/article/development/?act=full&id_article=889



Понравилось - репост:


Колыбель для малыша
Искусственное вскармливание малышей
Запор у младенца: причины и профилактика
Как выбрать коляску для ребенка
Когда ребенок начинает держать голову
Развивающие игрушки своими руками
Лечение насморка у новорожденного
Зимний комбинезон для малыша: правила выбора
Новый год с детьми
Десять причин читать сказки для детей
Колики в животе у новорожденного: причины и лечение
Первоочередные вещи для малыша…
Детская агрессия
Как выбрать интересный и полезный подарок малышу?
Украшения для маленькой модницы
Из чего состоит земная кора?
Игрушечный дом своими руками
Игры для медлительных детей
Игры дома для самых маленьких
Игры, которые развивают финансовое мышление
Обучение детей географии с пеленок
Как выбрать куклу?
Устраиваем игровой уголок для малыша
Пеленальный столик: место для гигиены малыша и общения с мамой
Детская комната: общие советы устройства и оформления
Детский манеж: какой лучше?
Оборудуем детскую комнату для младенца
Выбираем коляску для ребенка
Набор в кроватку: что нужно знать при выборе?
Музыкальный мобиль на кроватку - первая игрушка малыша?
Детская смесь для ребенка
Игрушки для мальчиков, или c чем играет подрастающее поколение?
Игрушки – враги или друзья? Поговорим об игротерапии
Детские компьютерные игры – современные игрушки для наших мальчиков
Оловянные солдатики - игра и хобби
Как не растеряться в игрушечном магазине?
Игры в грязи – запрещать или поощрять?
Радиоуправляемое счастье: от простых машинок до натуралистичных автомоделей
Живущие небом: самолеты и другие «воздушные» увлечения
Роботы трансформеры – пропаганда агрессии или помощь в развитии? Какие еще игрушки бывают трансформерами?