Группа "АлисА".

Группа `АлисА`.
Группа `АлисА`.

В ноябре 1983 года из музыкантов Демокритова колодца и Хрустального шара во главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа. Свою кличку Слава сделал названием команды и, таким образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес и Зазеркальем.

Рождена в год Крысы матерь-молнией от грома-отца. Нарек именем Алиса ее сказочник-странник Святослав Задерий. У колыбели бражничали гурьбой олухи царя небесного - Задерий, Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Борисов.

В год Быка черной ночью на красных горах приняла крещение огнем от горлопана-расстриги Кинчева Коськи и кощея-горемыки Петьки Самойлова. Энергию грозы в слово облекать училась у отпетых кощунников Задерия, Кинчева, Самойлова, Кондратенко, Нефедова.

В год Тигра засеяла поле по ту сторону добра и зла да в сторожах ожидать всходов знатных поставила Кинчева, Самойлова, Кондратенко, Нефедова и Васильева Серегу.

В год Зайца не точила лясы, не хоронилась под кустом, а собрала урожай, испекла хлеба, да накормила страждущих. Блокадой спеленутых, да еще, пуще того, на Адский союз словом посягнуть рискнула, и вместе с ней, рука об руку, Шаталин, Нефедов, Кондратенко, Самойлов да Кинчев.

На тропу войны год Дракона ей встать повелел. Сказано - сделано. За правое дело с великой радостью бой держала. А вместе с ней, к плечу плечо, рубились да пировали победу Кинчев, Самойлов, Шаталин, Кондратенко, Нефедов да еще Журавлев "Пончик".

Летней ночью года Змеи в дремучей чаще мертвого леса на шестом холме шестидесяти земель приняла цветок озарения из рук шестого лесничего, заглянула в глаза бессмертных да по шестой части света молвой прозвенела. При ритуале посвящения млечным соком цветов волшебных бодрились Кинчев, Самойлов, Нефедов, Чернов дядя Миша да Игорек Чумычкин, Чума, стало быть.



В следующий год взнуздала коня златогривого, обзавелась нагайкой-звездой и айда гулять по просторам необозримым, местам сказочным, заповедным. Куда ни завернет - везде свистопляс, хоровод-гулянка. Никакого спасу не стало, да и не надо ей его. Безобразия чинит весело, легко, а помощники ей в этом все те же Кинчев, Самойлов, Шалапут Шаталин, Нефедов Миха, Чума да еще Андрюха Королев.

В год Козла обручилась с ветром, села на помело и понеслась над облаками звезды чехардой слов морочить. Что с нее, пропащей, взять? Летит над землей, где ни остановится везде шабаш чинит и снова свой путь налаживает. И вместе с ней летят да песни горлопанят Кинчев, Самойлов, Шаталин, Королев, Нефедов, Чума.

В год Обезьяны обратила глаза к Луне да так и замерла, зачарованная, собирая в ладони лунные кольца. А вокруг дрожали в степи ночные костры, к которым стягивалась Армия, готовая шагнуть и в огонь, и в воду - по ее единому слову. А принимали бойцов на круги своя те же Кинчев, Самойлов, Шаталин, Нефедов, Королев, Чума. А над ними опрокинулось глубокое небо в звездах, а под ноги им растекалось рек серебро, да от безумства хмельного ветра согревала их на лунном пути костров горячая медь... Так и несло налегке Кибитку, лихое братство, только Алиса все смотрела на небо, собирая в горсти тонкие блики.

Год спустя назвала имена тех, кто свалился с Луны, да учиться у птиц песням оставила в Дураках Кинчева, Самойлова, Королева, Нефедова, Чуму и Шаталина. Век бы ей тешиться, веселить почтенный народ, выше ветра головы не носить. А позарилась на Перунов цвет да хватила жару, так что остались покаянными бражники вчетвером - Шаталин, Самойлов, Нефедов, Кинчев. И горевали вместе.

Год Собаки венчал ее черной меткой. Не дрогнула, приняла раскрытые руки и отправилась в путь, не касаясь небес, до самого края земли - по горячему следу. А вместе с ней в полуденных, спелых травах по плечи, умываясь маковой росой, гуляли, пели, шли своей тропой Кинчев, Шаталин, Нефедов да Петя Самойлов. И между ними куполом зажглась радуга.

В канун года Свиньи там, на краю, на грани тени и света, где дважды в день встречаются две зари и величают повелителем Солнце в огненной колеснице, увидели они, как поднимается на небо новая звезда - звезда Свиней, грозящая миру печатью Зверя, тревожной участью перемены времен. И тогда повернули обратно - успеть предвидеть и предсказать, и так встретили год Свиньи Кинчев Коська, Петька Самойлов, Миша Нефедов, Андрюха Шаталин, Алиса - который год своего пути, а сколько еще впереди им назначено... А над ними все горит Солнце и блеском холодит подковы ржаных коней.

В наступивший год Крысы собирала гостей. Затем, чтобы в их кругу, рука об руку, к плечу плечо, рассказать, как была рождена матерь-молния от грома-отца и нарек ее именем Алиса сказочник-странник. Как ловила сачком облака. Как, расставив руки, узнавала себя летящей. Как играла в войну с теми, кто дерзнул уснуть летней ночью и командовала "Огонь!" игрушечной артиллерии. Пока не началась всамделишная война и не пришлось вооружаться всерьез. Как прозвенела молвой по шестой части света. Как венчалась у алтаря, когда наступила осень... Так, год за годом, от Крысы до Крысы столовала Алиса свои года по старшенству, именами, назвав всю вереницу их - "Джазом". Вместе с нею светлели и брались за руки Константин Кинчев, Петр Самойлов, Михаил Нефедов, Андрей Шаталин. Не узнав, что на одном из древних языков "джаз" означает "плач"...

В следующий год, оглянувшись, увидела свое имя вечно бегущим по степи перекати-полем, сплетенных из сухих полуденных трав, жестким и легким. Таким, чтобы табор, который вечно кочует, мог повсюду брать его за собой и не повредить по дороге.

Так и бродят по земле, Господи спаси их, Дурни: Кинчев, Самойлов, Шаталин, Нефедов - который год своего пути, а сколько еще впереди назначено... А над ними по сей день горит Солнце и блеском холодит подковы ржаных коней.

В ноябре 1983 года из музыкантов Демокритова колодца и Хрустального шара во главе со Святославом "Алисой" Задерием собралась новая группа. Свою кличку Слава сделал названием команды и, таким образом, сразу связал новорожденную группу родственными узами со Страной Чудес и Зазеркальем. За первый год своего существования АЛИСА стяжала себе известность в стенах питерского рок-клуба и чуть-чуть за его пределами, но, по воспоминаниям самих музыкантов, "настоящая жизнь" началась только после того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Кинчева, взамен Бори Борисова, прежнего вокалиста.

В феврале 85-го состоялись первые репетиции в обновленном составе, а в марте того же года Алиса стала лауреатом З-го фестиваля Ленинградского рок-клуба, как бы отметив свое второе рождение. 1985 год, принес Алисе еще одну перемену. Гитарист Андрей Шаталин получил диплом железнодорожника и уехал по распределению в Прибалтику, а группа осталась без гитариста. И тут появился Петя Самойлов, который долгое время нигде не играл. Кроме него на роль гитариста претендовал Андрей "Худой" Васильев. Слава Задерий склонился к сторону Пети: Петя сочинял песни. а Худой - нет. (Год спустя, после возвращения Шаталина, а главное - в связи с уходом лидера и бас гитариста Славы Задерия в 1987 году, Петя перешел на бас-гитару).

Свой первый альбом "Энергия" Алиса сделала в жестком нововолновом ключе, насколько это было возможно с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью... "Энергия" стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи "Мелодия". По официальным данным, тираж превысил 1 000 000 экземпляров.

В 1986 году Алису стало лихорадить - два лидера никак не уживались в одной группе. "По ту сторону добра и зла" (программу, сыгранную на IV фестивале ЛенРок - клуба) они сделали еще вместе, а осенью на одном из концертов Задерий сказал остальным: "Подождите, я сейчас..." и исчез. "Алисовцы" в спешном порядке нашли замену - басиста группы КИНО Игоря Тихомирова, которому тут же, в гримерке, показали нужные аккорды.

Через некоторое время Слава все же вернулся в группу, и так периодически то пропадал, то снова появлялся в Алисе, пока в 1987 году не собрал новую команду Нате! - название для которой, кстати, придумал Кинчев.

Весной 1987 года Алиса приступила к работе над своим вторым альбомом - "БлокАда". Альбом получился заметно тяжелее " Энергии" и гораздо более цельным и продуманным, хотя записали "Алисовцы" его за три дня.

17 ноября 1987 года перед концертом группы в ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который вылился в долгий судебный процесс, традиционно называемый "делом Кинчева". Милицейский кордон не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй, ты, там, на том берегу") он посвятил: "иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам". Через несколько дней в ленинградской газете "Смена" появилась публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой челкой" : "Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист группы К.Кинчев. Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли? Другая часть, перед эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в сторону в такт музыке".

Надо ли говорить, как воспринял Константин обвинение в фашизме. Алиса подала на "Смену" в суд за клевету. Разбирательство должно было состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г. Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В то время это было невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора АЛИСЫ А.Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три дня - без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с АЛИСЫ подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на "убитого в Пскове милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за отсутствием состава преступления.

Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 г.) газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы - буквально в несколько строк, после чего Алиса решила прекратить дело.

Трудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли неспокойная участь музыканта скандальной Алисы заставили по завершении дела уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал собственную группу ЗАМОК 30 и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не продал свои клавиши и окончательно канул в творческое небытие. В 1988 году АЛИСУ оставил еще один музыкант Саша "Пончик" Журавлев, и весь следующий год с группой выступал саксофонист ДДТ "дядя Миша" Чернов.

В начале года в Алисе появился новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе 99% и участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати - поле". По рекомендации Юры Чума и оказался в АЛИСЕ вместе с клавишником из 99%) Андреем Королевым.

В новом составе Алиса записала "Шестой Лесничий" и параллельно, на одном дыхании, полуакустический- полухулиганский альбом "206, ч.2", который практически сразу исчез и нашелся только через несколько лет в городе Жиганске (!). Летом 1989 года в Алису вернулся Андрей Шаталин.

Следующий альбом "Шабаш" решили сделать концертным. Его сводили на студии ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш" - самый "живой" альбом за всю историю группы. На той же студии "Алисовцы" записали "Для тех , кто свалился с Луны" - мистический, в духе бродячего балагана, "маленький, забытый всеми Театр". Этот альбом стал последним выпущенным на виниле все последующие издавались только на кассетах и CD. В 1992 году группа впервые едет на гастроли в Израиль. "Черную Метку" АЛИСА отыграла как реквием: 12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин покончил с собой выбросившись из окна квартиры в Москве. В альбом вошли три песни самого Игоря, одну из которых Чума закончить уже не успел, и за него это сделал Кинчев. В апреле 1994 года в Москве в ДК им. Горбунова состоялась презентация "Черной Метки" и празднование 10-летнего юбилея группы.

Практически сразу после выхода "Черной Метки", проехав мощным "Метка - туром" "по просторам необозримым, местам сказочным заповедным" (по всей стране до самого Владивостока), Алиса приступила к работе над новой программой "Джаз",которая была записана осенью 1995 года.

В этом же году группа участвует в концерте "Музыканты Храму Христа Спасителя", а все лето 1996 года дает концерты по России вместе с другими известными музыкантами в туре "Голосуй или проиграешь.

На протяжение своей почти пятнадцатилетней карьеры на рок-сцене - шумной, яркой, а порой и весьма противоречивой, 'АЛИСА' неизменно поляризует общественное мнение, вызывая, с одной стороны, пламенное восхищение, а с другой - столь же эмоциональное неприятие. Вместе с тем даже ее противники не в силах отрицать того, что 'АЛИСА' остается одним из наиболее удивительных художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее лидер Костя Кинчев (настоящее имя Константин Панфилов; p. 27 декабря 1958, Москва) принадлежит к числу наиболее самобытных поэтов российского рока.

Как идея, "Алиса" появилась на свет в марте 1983, когда Святослав Задерий (p. 30 июня 1960, Ленинград), в прошлом бас-гитарист хард-роковых групп "Летающая крепость" и "Хрустальный шар", собрал вместе молодых музыкантов, разделявших его интерес к новой волне, реггей, глэм-року и рок-н-роллу.

Основу новой группы, поначалу назвавшейся "Дафна" (это название предложил благоволивший к ним Николай Михайлов, в ту пору президент Ленинградского рок-клуба), а позднее "Магия" (под которым она была принята в рок-клуб и дала первые концерты), составили музыканты "Хрустальный шара", откуда помимо самого Задерия пришел Михаил Нефедов (p. 10 января 1961, Ленинград; барабаны), и "Демокритова колодца", где годом раньше впервые встретились Андрей Шаталин (p. 6 апреля 1960, Красноярск; гитара) и Павел Кондратенко (клавишные).

На протяжении следующего года группа безуспешно пыталась пробиться на сцену 1-го Ленинградского рок-фестиваля, сменила репертуар, название и двух вокалистов (одним из них был Олег Эльтиков, позднее работал в 'БУРАТИНО-БЭНД', а другим - не прижившийся поначалу Петр Самойлов (p. 20 ноября 1958, Ленинград), который промелькнул в "Магии"/"Алисе" по пути из "Союза любителей музыки рок" в "Патриахальную выставку"), а весной 1984 представила на суд зрителей 2-го фестиваля рок-клуба концептуальную программу 'Кривозеркалье', в которой фантасмагорические образы и сюжеты, навеянные книгой Кэрролла (откуда, собственно, и появилось название 'АЛИСА'), переплетались с утрированно гротескным изображением повседневной жизни.

"Алису" заметили, однако настоящий успех пришел к группе лишь весной 1985, когда очередного вокалиста Бориса Борисова сменил у микрофона Костя Кинчев, переехавший в Питер, где он нашел более благодатную почву для воплощения своего замысла. До "Алисы" он имел опыт работы преимущественно в группах второго эшелона, игравших на танцплощадках Подмосковья. Случайная встреча со Славой Задерием решила судьбу обоих - и Костя отправился в северную столицу, где с помощью Славы и музыкантов "Секрета" в феврале 1985 записал свой соло-альбом 'Нервная ночь', который увидел свет под вывеской 'ДОКТОР КИНЧЕВ И ГРУППА СТИЛЬ'. Так Костя Панфилов приобрел имя, под которым ему и было суждено прославиться.

Выступление "Алисы" на 4-м Ленинградском рок-фестивале стало сенсацией - во многом благодаря актерскому дарованию Кинчева, которое раскрылось после встречи с подходящими партнерами, своеобразному мелодическому чутью, его ярким и образным текстам. Одаренный поэт, Кинчев изобразил в своих песнях галерею монстров, порожденных фобиями урбанистической цивилизации, создал своеобразный поэтический мир, независимый как от символистских традиций Питера, так и от ерничества нововолновых москвичей, обнаружил явное чувство юмора, а еще позже написал песни 'Мое поколение' и 'Мы вместе', которые на много лет стали символом единения, которое предлагал молодым рок-н-ролл, и сделали самого Кинчева абсолютным кумиром подростков.

Летом 1985 "Алиса" снялась в двухсерийном телефильме 'Переступить черту' (сценарий А. Житинского по детективной повести С. Родионова), а осенью того же года, во время записи своего дебютного альбома 'Энергия' на студии Андрея Тропилло, распалась на несколько самостоятельных фракций: Кинчев, вернувшийся в июне, чтобы заменить уехавшего по распределению Шаталина, Самойлов и Нефедов пытались организовать группу 'РАДОСТЬ'; Кондратенко и джазовая певица-гитаристка Людмила 'Терри' Колот создали проект "Аврора", а Задерий спешно искал новых музыкантов. В самом начале 1986 он собрал новую версию группы в составе Кондратенко, Нефедова, вернувшегося в Питер Шаталина и Колот, однако через два месяца, так и не дав ни одного выступления, она развалилась (последние двое отделились, создав свою группу '?ТО ДЕЛАТЬ').

Лишь в апреле 1986, в предвкушении надвигающегося 5-го фестиваля, два лидера 'АЛИСЫ' нашли в себе силы объединиться и вновь удостоились звания лауреатов, выступив с великолепной программой 'По ту сторону добра' (к сожалению, ее в то время не удалось записать на пленку, хотя все песни позднее вошли в те или иные альбомы). В состав "Алисы" во время фестиваля входили Кинчев, Задерий, Самойлов, Кондратенко, Нефедов, а также гитарист Сергей Васильев (p. 2 июля 1961, Ленинград) и трубач-флейтист Олег Васильев (однофамилец предыдущего). Помимо них в фестивальном концерте принимал участие Алексей Рахов из 'АВИА'. В тот же период группа приняла участие в съемках художественной ленты Валерия Огородникова 'Взломщик', в котором Кинчев (лишь с относительным успехом) сыграл главную роль, и документального фильма Рашида Нугманова 'Йях-ха'.

В концертах лета 1986 были задействованы гитарист "Джунглей" Андрей Отряскин и саксофонист Сергей Ячменев, но состав стабилизировался лишь в сентябре, когда в "Алисе" вновь появился Андрей Шаталин. Осенью группа с успехом выступила на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва). В конце года Слава Задерий объявил о создании новой группы "Нате". На протяжении 1987 'АЛИСА' интенсивно гастролировала по всей стране, в июне 1987 выпустила альбом 'Блок ада', который знаменовал возвращение группы к бестрепетному и несколько прямолинейному рок-н-роллу, однако завербовал для нее новые тясячи поклонников. Олега Васильева летом 1987 сменил бывший саксофонист 'ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК' Александр Журавлев.

Успех киноролей Кинчева, широкое распространение записей группы и снятие многих идеологических барьеров, которые сделали возможными гастрольную практику и концерты на стадионах для групп, еще год назад находившихся в глубоком подполье, способствовали быстрому росту популярности "Алисы", что на определенном этапе вызвало к жизни феномен "алисомании". Выступления группы начали превращаться в пугающий непосвященных ритуал поклонения любимым артистам, сопровождаться различными эксцессами, причиной которых нередко оказывалась лишь слабая организация концертов. В 1987 возникло так называемое 'дело Кинчева'. Началось оно 17 ноября во Дворце спорта 'Юбилейный', когда ретивые милиционеры не пропускали жену Кинчева на концерт 'АЛИСЫ'. Позвали Кинчева. Он подошел за ограждение к жене (в это время она была на седьмом месяце беременности), а назад ни его ни ее уже не пустили. Очередная попытка объясниться закончилась как со стороны милиции, так и со стороны музыканта рукоприкладством, и он был брошен в 'воронок'. После вмешательства администратора Кинчева освободили; после чего концерт группы все-таки состоялся. Но на этом инцидент не закончился: были статьи в газетах (в 'Смене' высказывались обвинения в адрес Кинчева в пропаганде неонацизма), письма деятелей культуры и пр. Группа на полгода была лишена концертной деятельности. По совету адвоката Кинчев и его жена (в январе благополучно родила) подают иск в прокуратуру по поводу событий на служебном входе, а группа - в суд на газету 'Смена'. 'Дело' закончилось только спустя несколько месяцев: Костю взяли на поруки, а газета 'Смена' в одной из своих статей публично извинилась перед Кинчевым.

В первой половине 90-х годов "Алиса" интенсивно гастролировала по стране, играла на всевозможных фестивалях, записала двойной концертный альбом "Шабаш" (1991), включавший как старые хиты, так и новый материал и великолепно отражающий волнующую атмосферу выступлений группы. Затянувшаяся пауза в появлении новых студийных работ закончилась в 1992, когда "Алиса" подписала контракт с "Moroz Records", выпустившей ее альбом 'Для тех, кто свалился с Луны' (1993) и все последующие. В этот период сама "Алиса" поддерживала (в том числе и материально) издание музыкального альманаха 'Иванов' и журнала 'Шабаш', издателем которых был тульский журналист Сергей Степанов.

В начале 1996 группа "Алиса" приятно удивила, выпустив мелодически свежий, полуакустический альбом 'Джаз', на котором были собраны песни, прежде звучавшие лишь на сольных концертах Кинчева. Значительную роль в записи альбома сыграл экс-музыкант "Бригады С" Рушан Аюпов (баян, клавишные, вокал). Помимо него в работе над 'Джазом' участвовали Сергей Рыженко (скрипка), Сергей Воронов из "Кроссроудз" (губная гармоника) и духовая секция той же 'БРИГАДЫ С'. На FM-радио моментально зазвучали песни Перекресток, Дождь, Театр, Ночные окна.

В 1996 и 1997 "Алиса" принимала участие в питерских рок-фестивалях, которые проводил Театр 'ДДТ', а осенью 1997, после выхода альбома "Дурень", начала репетиции новой программы.



Понравилось - репост:


Будённый Семён Михайлович.
Николай Алексеевич Сличенко.
Альфред Нобель (Alfred Nobel)
Революционерка, звезда, бабушка (Гликерия Богданова-Чеснокова)
Юлия Меньшова.
Николай Иванович Пирогов.
Шарлиз Терон.
Джоди Фостер ( 19.11.1962 год )
Сибил Шепард.
Рене Зеллвегер.
Ума Турман.
Брижитт (Камилл) Бардо (Явал Бордо) ( 28.09.1934 года)
Василий Семенович Лановой.
Валерий Гаркалин.
Леонид Быков.
Вупи Голдберг (Whoopi Goldberg).
Сильвестр Сталлоне.
Антонио Бандерас.
Джон Траволта.
Николас Кейдж.
Группа "Король и Шут".
Долли Партон.
Джоан Коллинз.
Владимир Высоцкий.
Ролан(д) Анатольевич Быков.
Людмила Касаткина.
Кадочников Павел Петрович.
Георгий Юматов.
Николай Афанасьевич Крючков.
Мягков Андрей Васильевич.
Дэвид Карузо.
Дэвид Суше.
Бабкина Надежда Георгиевна.
Китайский философ Конфуций (Confucius, Кун-цзы)
Хрущев Никита Сергеевич.
Екатерина Алексеевна Фурцева.
Игорь Николаев.
Марина Хлебникова.
Лариса Долина.
Каролина Эррера.