Нижнее белье как текст

Нижнее белье как текст

Из двойственной социально-биологической сущности человека вытекают два рода потребностей – социальные и природные. В силу этого нижнее белье, как и большинство иных товаров, выполняют два вида функций, связанных с этими потребностями.

С одной стороны, нижнее белье удовлетворяет осознанные природные потребности. Речь идет именно об осознанных потребностях, то есть о представлениях людей о том, как лучше удовлетворить потребности организма. В разных культурах эти представления могут существенно различаться. Далеко не во всех культурах осознается потребность в нижнем белье, у разных народов и в разные эпохи представления о форме, качества белья различны.

С другой стороны, нижнее белье удовлетворяет социальные потребности в соответствии эстетическим эталонам, в признании этого со стороны, в принадлежности к узкому кругу близких людей.

Утилитарные функции нижнего белья.
Студенты при выборе нижнего белья, естественно, обращают внимание на его физическую комфортность. "Если приятно моему телу, то приятно и мне. Белье должно быть удобным для носки. Есть много привлекательных моделей женского нижнего белья, которые предназначены специально для интимного вечера, но их совершенно невозможно носить постоянно".

Правда физическая комфортность белья – это, с одной стороны, показатель его соответствия телу, его способности не стеснять движения и не вызывать неприятных ощущений; с другой стороны – это показатель того, насколько тело привыкло к данному белью. Модели, которые первоначально вызывают дискомфорт и носятся в силу эстетической безвыходности («красота требует жертв»), со временем становятся привычными и описываются как «вполне удобные». Таким образом, комфортность – это лишь отчасти объективный показатель.



Большинство студентов, описывая факторы, влияющие на выбор нижнего белья, называют «качество». Эта категория при детализации ответа распадается на две составляющие:

* Физическое качество (идеальная посадка по фигуре, прочность швов, белизна ткани, которая сохраняется длительное время, плотность ткани, способность материала растягиваться, способность изделия длительное время сохранять форму, надежные застежки и т.п.).
"Качественное белье должно выполнять функциональные свойства: бюстгалтер, например, должен держать грудь, идеально сидеть на теле, лямочки и резиночки не должны рваться. Материал должен быть мягким, но при этом, швы не должны разрываться. Кроме того, изделие должно быть комфортным при носке и длительное время не терять форму".
"Качественное белье - это прежде всего качественный материал (т.е. не синтетический, способный растягиваться), а также хороший пошив (ровные строчки)".
* Социокультурное качество, под которым понимается плохо поддающаяся определению категория «красоты». Данный критерий является производным от содержания социокультурного поля (страны, города, социальной общности, неформальной компании, семьи и т.п.), его ценностей, эталонов, вкусов и т.д.
"Качественное белье имеет модный фасон…"
"Качественное белье хорошо пошито, красиво…"

Демонстративность нижнего белья.
Несмотря на то, что белье «нижнее» оно выполняет демонстративную функцию, является текстом для тех или иных групп свидетелей потребления, которые можно разделить на несколько групп. Именно свидетели потребления «читают» создаваемый потребителем текст. В результате возникает несколько вариантов взаимодействия «автора» и «читателя», результатом которого и является текст

Текст для себя. В этом случае человек покупает красивое белье, рассчитывая лишь на собственное прочтение созданного текста. Этот вариант текста чаще всего встречается в интервью. Человеку приятно осознавать себя красивым (-ой) даже в отсутствие зрителей (читателей).
"Если любишь себя, то не будешь надевать что попало"
"Я ощущаю себя комфортнее и у меня поднимается настроение, если я знаю, что на мне красивое нижнее белье".

Текст для интимно близких людей («если надо кого-то соблазнить»). Нижнее белье доступно для обозрения интимно близким партнерам и приобретается с учетом возможности интерпретации с их стороны. Этот вариант текста по частоте упоминания занимает второе место. Либерализация сексуальной жизни молодежи повышает роль этих товаров в данном виде человеческих отношений.
"Немаловажный фактор – это мнение моего молодого человека. При выборе нижнего белья я также учитываю и то, понравится ли оно ему".
"Всегда рассчитываю на то, что кроме меня белье будет видеть и мой парень"

Текст для узкого круга посторонних людей своего пола. Посещая общественные места, требующие раздевания и переодевания, люди осознают, что здесь их нижнее белье открыто для обозрения и интерпретации.
"Если белье никто не увидит – то его эстетические характеристики не важны. Но если его кто увидит (в раздевалке, например), то это имеет значение".

Текст для семейного потребления. В семейной обстановке нижнее белье нередко открыто для обозрения членам семьи. Если мнение окружающих важно, то оно подбирается как текст, который открыт для интерпретации другими. В открытой форме этот вариант не проговаривается, но улавливается в качестве подтекста.

Нижнее белье как элемент одежды. Все более широкое распространение получает женская одежда, предусматривающая, что та или иная часть нижнего белья просматривается сквозь нее. В этом случае нижнее белье по символической нагруженности ничем не уступает платьям, кофточкам и т.д.

Вошедшие в моду короткие женские футболки (топы) обнажают часть живота и спины, а через свободный пояс джинсов просматривается верхняя кромка трусиков. Прозрачные кофточки делают определение лифчиков как элементов «нижнего» белья» весьма условным. Вошедшие в моду тонкие обтягивающие женские брюки демонстрирую всем окружающим четкие контуры трусиков, делая их модель предметом интерпретации. Отсюда – мода на женские трусики, предельно урезанной площади.

Появились варианты и мужской одежды, приоткрывающей постороннему взгляду элементы нижнего белья. Например, широкие штаны, опускающиеся на бедрах максимально низко, что приоткрывает верхнюю часть трусов (желательно с фирменным ярлыком). Правда, в студенческой среде широкого распространения эта мода не получила.

Значимость эстетических характеристик.
Демонстративность современного нижнего белья резко повышает значимость его эстетических характеристик. "Они важны", - говорит студентка, - "потому что ты его покупаешь не только для себя, а еще для кого-то. И об этом никогда не надо забывать".

Отношение к эстетическим характеристикам белья очень сильно коррелируется с полом (коэффициент Пирсона – 0,419). Если среди девушек важность этих характеристик признали 88,1 % опрошенных, то среди молодых людей – 49,6 %.

В силу текстуального характера нижнего белья его эстетические характеристики важны прежде всего в контексте этой функции Иначе говоря, его красота функциональна

Текст для себя. Его функция связана с нарциссизмом, то есть со способностью человека получать эстетическое удовлетворение от созерцания себя.
"Конечно, важны [эстетические характеристики]. Ты ведь покупаешь его для себя. И как говорится в известной рекламе "разве я не достойна этого?" От того какое у тебя белье (кружевное и т.д.), какого оно цвета зависит настроение"
"Я хочу, чтобы оно было очень красивым, тогда я буду себя прекрасно в нем чувствовать"

Эротический текст для других. "Сейчас для меня это особенно важно. Раньше не так, но сейчас хочется выглядеть хорошо перед своим молодым человеком. Мне кажется, любая девушка именно об этом думает, когда покупает белье: понравится ли оно ее молодому человеку. Для девушки это не просто вещь одежда. Это что-то большее. Это ее оружие" Практический интерес к эстетике нижнего белья сбивается его ценами, поэтому любить его и покупать – это далеко не одно и то же. "Мне нравится красивое нижнее белье, но оно слишком дорогое, поэтому покупаю его не часто".

Мода.
Из демонстративности нижнего белья естественно следует его превращение в объект моды. Чем оно демонстративнее, тем сильнее ее влияние.

"Если я знаю, что никто не увидит какое белье надето на мне, то мне не важно модно ли оно, но если я, допустим, пойду в поликлинику для меня важно наличие красивого, модного белья". Это проявляется в том, что меняются представления о том, какое белье является «красивым», «современным» или «уродливым», «смешным» и т.д. Белье определяемое как модное выступает в качестве одного из символов современности и престижности, принадлежности к группе людей, которые с гордостью могут назвать себя «современными». Однако в отличие от других видов одежды, нижнее белье меньше подвержено влиянию моды.

Лишь небольшая часть студентов имеет более или менее точное представление о моде на нижнее белье. Эта группа более или менее ясно осознает внешний характер, факторы их выбора.
"Я считаю, что мода на женское белье существует. На данный момент наблюдается тенденция связанная с тем, что, например, бюстгальтер простой, т.е. не ажурный очень моден. Сейчас не модны ажурные рисунки на белье, но модно при пошиве белья использовать такой материал как сеточка. Сейчас модно такое изделие, как пенти и совсем не моден топик. Я всегда стараюсь следовать моде, и на данный момент мой вкус соответствует моде. По этому, я обращаю внимание на то белье, которое соответствует моде и моим вкусам".
"Мне кажется, что наиболее модно белье, сшитое прозрачного материала, с кружевами черного, белое либо бордовое. Я слежу за тенденцией развития моды на одежду и в том числе на белье по журналам."

Часть студентов вообще отрицает роль моды в этой области:
"Мне кажется, такого понятия, как модное белье не существует. Все зависит только от вкуса, стиля, которого ты придерживаешься".
"Соответствие женского белья моде для меня не имеет значения. И думаю, что моды на белье не существует. Главное, чтобы белье нравилось мне".

Часть потребителей, имея представление о направлениях моды, в то же время особого значения ей не придают:
"Для меня модность белья не имеет значения, главное, чтобы оно мне нравилось и хорошо сидело".
"Для меня соответствие белья моде не значимо, и я, прежде всего, ориентируюсь на свой вкус. Но такое понятие, как модное белье существует и если, например, сравнивать моду на белье 70-80-х годов и современную, то сейчас появились новые модные изделия (например, пенти)".

В таких суждениях проявляется феномен усвоения индивидом внешних норм (в данном случае моды) и их трансформации во внутренние эталоны, которые выступают уже как личный вкус. Он предстает как нечто сугубо индивидуальное и свободное, но удивительное совпадение вкусов и их массовое изменение наводит на мысль о том, что индивидуальные вкусы имеют внешние и общие для многих источники.

Марка.
На студенческом рынке нижнего белья брэнд пока не играет существенной роли. 86,6 % опрошенных указали, что не обращают внимание на марку.

"На фирму я не смотрю. Я выбираю для себя нижнее белье только по тем характеристикам, которые я перечислила: красота, качество пошива, модель, совместимость с другой одеждой. Данные характеристики легко можно определить визуально, при покупке. Здесь не возникает такой ситуации, как с джинсами, некоторые недостатки которых можно выяснить только при носке и необходимо запоминать фирму, чтобы в следующий раз не покупать ее продукцию. В случае с нижним бельем все видно сразу, и я никогда не обращаю внимания на производителя. Честно говоря, я и не знаю ни одной фирмы-производителя нижнего белья, т.к. они не рекламируются в широких СМИ. Я припоминаю одну рекламу этой продукции по телевидению, но она мне показалась не очень впечатляющей, и я даже не запомнила названия фирмы".

Те, кто указал предпочтительные марки нижнего белья, назвали: «Boxer», «Милавицы», «Lormar», «Феллини», «Framo», «Ledi Da», «Scorpion», «Victoria’s secret», «Nina Richi», «Комсомолка» (Сыктывкар), «Х3», «Орхидея». В этой же группе «привередливых» потребителей отмечались и категории более широкого и абстрактного уровня: «Немецкое», «Латвия», «Отечественное», «Белоруссия», «Прибалтика».

Нижнее белье как подарок.
В советское время трудно было вообразить, что нижнее белье можно использовать как подарок. Однако в 1990-е гг. ситуация радикально изменилась. На российский рынок хлынул поток белья западного производства, созданного в условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя. Одним из рычагов этой борьбы являются эстетические характеристики нижнего белья, его упаковка. В результате этот товар, некогда представлявший собой предмет сугубо утилитарного повседневного потребления превратился в потенциальный подарок. Большинство опрошенных студентов получали его в подарок в течение последнего года.

Нижнее белье как подарок – это вклад в поддержание тех или иных личных отношений (социальных сетей). Разные сети – разные функции подарка. В контексте интимных отношений нижнее белье – это символ существующих или желательных отношений («подарок с намеком»).

В контексте родственных отношений смысл такого подарка совершенно иной. Как правило, его дарит мать, просто помогая решить практическую потребительскую задачу. Если это подарок к празднику, дню рождения, то он является поводом прервать цепь унылой повседневности, подарив предмет повышенной цены и эстетического качества, который «просто так» не купят.

В сети дружеских отношений нижнее белье периодически дарится девушками друг другу. С одной стороны, это, как и в отношениях с родителями, прорыв повседневности: покупка модели, имеющей повышенную эстетическую ценность. С другой стороны, и здесь такой подарок выступает символом довольно близких дружеских отношений.

Способность нижнего белья выполнять роль ресурсов, вкладываемых в поддержание отношений между людьми, связана с ценой. Чем выше цена (реальное технологическое качество и трудно измеримо, и не имеет особого значения, так как носит другой человек), тем больше вклад в поддержание отношений, тем дороже (уже в социальном плане) подарок. Отсюда – тенденция к удорожанию белья, ведь хороший подарок не может быть дешевым.

Однако по поводу пригодности белья в качестве подарка нет единства мнений. Для многих студенток нижнее белье – предмет особой заботы, поэтому его использование в качестве подарка представляется им не очень оправданным по целому ряду причин:
.

Получение нижнего белья в подарок существенно коррелируется с полом (коэффициент Пирсона 0,27). Если для девушек это стандартный подарок (его получали 73,4 % опрошенных), то для мужской части – это распространенный подарок. Примечательно, что более 40 % мужчин не помнят факта такого подарка, что позвояет интерпретировать покупки нижнего белья как элемент не праздничного, а повседневного потребления.

Внешнее влияние на выбор.
Внешнее влияние на потребительский выбор нижнего белья проявляется не только через акты дарения. Значительна его роль и в повседневном потреблении. Она проявляется прежде всего в процессе совместных покупок с матерью или подружками (это характерно для девушек). "Я всегда совершаю покупку одежды, в том числе и белья вместе с мамой. Следую ее совету, она лучше разбирается в тканях. Но выбор я делаю сама и ищу ее одобрение".

Другой вариант - единоличные покупки, совершаемых матерями как для дочерей, так и сынов. В этом случае покупатель и пользователь – это разные роли разных людей. "Белье мне покупает в основном мама. И мне нравятся, те модели белья, которые она приобретает (наши вкусы совпадают)".



Понравилось - репост: